Результаты исследования 2008 Global Human Capital Study, проведенного корпорацией IBM в сорока странах, показывают, что сегодня все большее значение приобретает способность предприятий быстро адаптироваться к изменяющимся условиям бизнеса. В то же время выяснилось, что лишь 14% компаний-респондентов считают себя высокоадаптируемыми организациями, то есть умеющими прогнозировать свою будущую потребность в квалифицированных кадрах нужных категорий, находить и привлекать к работе ведущих экспертов, формировать и поддерживать эффективную среду для коллективного взаимодействия персонала и сотрудничества с партнерами и заказчиками. Сейчас для всех очевидно и то, что для полноценного решения этих вопросов традиционных средств “электронного бизнеса” уже явно недостаточно. Нужно применять качественно новые неформальные методы общения, в том числе на основе технологий Web 2.0.

Отвечая на эти требования рынка, IBM объявила о выпуске сервисного пакета Enterprise Adaptability Services для поддержки коллективной работы на базе социальных сетей. Данный набор средств сочетает программное обеспечение от IBM Lotus Software и недавно приобретенной компании FileNet с опытом консультационной деятельности подразделения Human Capital Management, входящего в службу IBM Global Business Services.

В состав пакета входит также методология по управлению рентабельностью инвестиций в социальные сети и использованию крупномасштабных коммуникационных программ для выявления и стимулирования деловой, профессиональной и творческой активности персонала, а также для анализа эффективности социальных сетей. С помощью этого программно-методического комплекса компании смогут узнать, как интегрировать технологии Web 2.0 в бизнес-операции и процессы управления трудовой активностью персонала и тем самым стимулировать своих сотрудников к эффективному взаимодействию друг с другом, с партнерами и заказчиками, к установлению новых бизнес-связей, к оперативному принятию самостоятельных взвешенных деловых решений в контексте своей ежедневной работы.

Enterprise Adaptability охватывает три фазы реализации информационных проектов. Первая — планирование — предусматривает определение областей в рамках корпоративных бизнес-процессов для организации социальных сетей и функциональной среды коллективной работы путем анализа текущих моделей внутреннего и внешнего взаимодействия. На этом этапе оцениваются существующие у предприятия возможности и выявляются причины, препятствующие решению перечисленных задач, устанавливаются приоритетные направления и разрабатывается общий план реализации проекта.

Второй этап — утверждение плана и подготовка к его выполнению. Здесь предусматриваются совместные онлайновые мероприятия в масштабах компании и отдельных её подразделений, чтобы ознакомить руководство и персонал с новыми технологиями коллективной работы и социальных сетей. (Примером таких мероприятий могут служить онлайновые форумы IBM Innovation Jam — своеобразные “мозговые штурмы” для сотрудников IBM, на которых обсуждаются идеи по совершенствованию имеющихся решений и запуску новых и на которые часто приглашаются клиенты и бизнес-партнеры.) На этом этапе анализируются социальные сети, определяются модели взаимодействия, а также назначаются ведущие эксперты и создаётся группа поддержки проекта со стороны компании-заказчика.

И наконец, реализация проекта — ускоренное внедрение технологий социальных сетей и коллективной работы посредством встраивания соответствующих функций в существующие приложения и сервисы. Этот этап предусматривает расчёт экономического эффекта от внедрения новых технологий и оценку полученных преимуществ для дальнейшего развития бизнеса.