Бумажные документы, несмотря на значительное распространение систем электронного документооборота, все еще остаются доминирующим способом обмена информацией и единым юридически признанным носителем для контрактов, договоров, накладных и удостоверений личности. Ни одна компания, пусть даже полностью функционирующая в виртуальном пространстве, не может полноценно работать без принтеров, ксероксов или многофункциональных печатающих устройств. Учитывая тот факт, что перспективы рынка корпоративной печати на 2008 г. уже определены экспертами (см. PC Week/RE, № 1/208), мы решили опросить читателей PC Week/RE о технологиях печати, которые используют российские компании, об их потребностях в цветной печати и о наиболее важных характеристиках печатающих устройств промышленного класса. В опросе на нашем сайте PC Week Live приняло участие несколько сотен ИТ-специалистов и корпоративных пользователей практически из всех российских регионов.

Интересно, что большинство из них (94,97%) отдает предпочтение скоростной монохромной печати на основе лазерной технологии. Доля струйной печати очень небольшая — всего 3,52% респондентов отметили, что в их компаниях используются подобные устройства. Матричные принтеры, еще недавно активно применявшиеся для вывода на бумагу программного кода, а также стандартных банковских или медицинских форм, сегодня практически ушли из коммерческих компаний — такие принтеры используют всего 1,51% опрошенных нами читателей. Однако они, без сомнения, останутся у корпоративных заказчиков: существует значительный объем документов на самокопирующихся бланках, автоматизировать заполнение которых можно только на матричных принтерах. К слову, в ответ на вопрос: “Принтер какого типа вы считаете оптимальным по соотношению цена/качество для печати различных документов (отчеты, договора, бланки, формы и т. д.)?” -- подавляющее большинство респондентов (96,48%) указали лазерные и многофункциональные устройства.

А вот в отношении характеристик, которые являются определяющими при выборе устройств печати, корпоративные пользователи были не так единодушны в своих ответах. Усредненные оценки позволили выделить четыре главных критерия: низкая стоимость отпечатка (21,51% опрошенных), значительная емкость картриджа (16,13%), высокая скорость печати (15,80%), а также хорошее качество отпечатков на офисной бумаге любого типа (15,29%). Фактически для большинства опрошенных достаточно, чтобы их МФУ или промышленный принтер могли обеспечить стандартное качество черно-белых документов быстро и по адекватной цене. Вместе с этим свою роль играют и дополнительные показатели — к примеру, простоту обслуживания устройства выделили 12,77% респондентов, быстрота и простая настройка подключения к локальной сети были отмечены в 8,91% ответов, а наличие дополнительных функций (сканирование, копирование, отправка и прием факсов и пр.), присущих МФУ, важны для 8,4% респондентов. Надо сказать, что 1,19% наших читателей выделили такие факторы, как “надежность и опыт эксплуатации”, “возможность широкоформатной печати”, а также “взаимозаменяемость картриджей разных принтеров”.

В основном российские корпоративные пользователи печатают рабочие документы — договора, контракты, деловые письма, пресс-релизы и т. д., это отметили 51,63% опрошенных нами читателей. Фактически в большинстве случаев это текст, небольшое количество таблиц и графиков. На втором месте с долей в 29,77% находятся бухгалтерские документы (счета, выписки, документы по работе со счетами и т. д.) — в целом стандартные документы и отчеты для налоговой инспекции; с финансово-кредитными учреждениями коммерческие компании давно работают по электронным системам “клиент -- банк”. На третьем месте находится большой массив транспортных документов и всё, что связано с доставкой грузов (накладные, путевые листы), — этот вариант выбрало 4,19% респондентов. Очевидно, ввиду слабой насыщенности здравоохранения ИТ-системами только 1,86% пользователей указали на то, что в их организации распечатывают медицинскую документацию (рецепты, истории болезни). Остальные 13,55% читателей предложили свои, уникальные варианты ответов. Среди них можно встретить и печать проектной документации (чертежи, схемы, ведомости, спецификации, пояснительные записки к проектам), и почтовые формы (актуально для интернет-магазинов и служб доставки), и тексты научных статей, а также учебные материалы, дипломы, диссертации, курсовые работы (этим интересуются вузы, учебные центры, библиотеки) и т. д.

Для презентаций, демонстрации образцов новой продукции, выпуска внутрикорпоративного СМИ, а также распечатки фотографий, как правило, используются средства цветной печати. В данном случае единодушного предпочтения какой-либо из технологий цветной печати среди респондентов не отмечено: цветные отпечатки создают как с помощью лазерных (38,37%), так и с помощью струйных (37,60%) принтеров, а специализированными печатными салонами пользуется только 17,83% опрошенных. Кроме того, 6,24% респондентов применяют для цветной печати плоттеры или специальные инженерные системы.

По-разному сотрудники российских компаний представляют себе развитие парка устройств печати в своем учреждении на ближайшую перспективу. Большинство (45,27%) полагает, что в их компании произойдет централизация печати в рамках корпоративной системы документооборота — обычно это свойственно государственным структурам и телекоммуникационным компаниям. Примерно четверть опрошенных (27,86%) уверены, что произойдет сокращение объемов печати при одновременном росте документооборота в цифровом виде. Еще 21,89% считают, что увеличится количество персональных принтеров на рабочих местах и в рабочих группах — в данном случае это свойственно скорее всего финансово-кредитным учреждениям, которые расширяют число точек выдачи экспресс-кредитов и пластиковых карт, а также торговым сетям, где в автоматизированных системах наряду с индустриальными мобильными коммуникаторами используются мобильные термопринтеры для маркировки товара. Не определились с окончательным ответом 2,5% пользователей.