Доля устройств под управлением Windows Mobile на рынке смартфонов и коммуникаторов растет пока медленно — по итогам 2007 г. Microsoft завоевала только 13% рынка (данные аналитической компании Canalys). Между тем руководство софтверного гиганта не теряет оптимизма и активно рассматривает новые варианты продвижения своего продукта на рынок “умных” мобильных терминалов — причем в последнее время не только в сегмент бизнес-пользователей, но и частных пользователей. О функциональности мобильных устройств, о взаимодействии с вендорами, операторами сотовой связи и производителями ПО Фабио Фальцеа, исполняющий обязанности руководителя подразделения мобильных коммуникаций компании Microsoft в Центральной и Восточной Европе рассказал научному редактору PC Week/RE Максиму Букину.

PC Week: Год назад компания Microsoft начала распространение своей новой мобильной ОС Windows Mobile 6, тесно увязывая ее внедрение с формированием вокруг нее своеобразной экосистемы. Каковы результаты к настоящему времени?

Фабио Фальцеа: В 2007 финансовом году Microsoft продала 11 млн. лицензий на Windows Mobile, а в нынешнем мы ожидаем почти двукратного роста — до 20 млн. В настоящий момент мы довольны успехами в реализации операционной системы и считаем, что это только начало, — мы думаем над несколькими вариантами развития. Дело в том, что потребитель должен иметь выбор как среди устройств, так и среди приложений для эффективной работы. Поэтому мы активно сотрудничаем с партнерами, которые выпускают широкий спектр смартфонов и коммуникаторов, дополнительных сервисов и решений для корпоративных пользователей.

Отмечу, что корпоративные заказчики очень важны для Microsoft. Но это не означает, что данный сегмент является основным потребителем устройств, которые функционируют под управлением ОС Windows Mobile, а только подчеркивает нашу готовность постоянно менять и совершенствовать систему, удовлетворяя их потребности. К слову, Microsoft начала с продвижения Windows Mobile в бизнес-сегменте еще и потому, что этот опыт помогает лучше понять запросы всех категорий наших потребителей.

PC Week: Принципиальные отличия Windows Mobile 6 от предшественниц известны. Какие из них, по-вашему, наиболее важны мобильным пользователям?

Ф. Ф.: Сейчас уже можно сказать, что усиленные функции безопасности — это, вероятно, главное обновление, сделанное в шестой версии операционной системы. Это и возможность шифровать все данные на карточках памяти в режиме реального времени, и блокировка аппаратов с помощью PIN-кода, когда устройство становится недоступным, если пять раз подряд неправильно ввести пароль. Правда, если ошибется сам пользователь, все можно поправить: благодаря дистанционной синхронизации данных с корпоративной сетью системный администратор может перезагрузить информацию на абонентское устройство через беспроводную сеть. А при потере или краже аппарата его владелец также в дистанционном режиме может стереть все сохраненные в нем данные.

Отмечу еще, что Windows Mobile 6 в тесном взаимодействии с Exchange Server или Windows Small Business Server значительно упрощает построение корпоративных систем. К примеру, на основе хост-версий серверных продуктов Microsoft можно создавать виртуальные серверы. Вместе с этим корпоративные пользователи достаточно высоко оценили расширение услуг, предлагаемых мобильной почтой, более стабильную работу телефонной функции “умных” мобильных аппаратов и возможность персональных настроек для создания приятного, удобного и отвечающего личным потребностям интерфейса.

PC Week: Как в настоящий момент развивается взаимодействие Microsoft с производителями терминалов?

Ф. Ф.: На мобильном рынке действует много сильных производителей телефонов, и мы сотрудничаем с многими из них. К примеру, на Mobile World Congress компания Sony Ericsson объявила о выпуске своего первого смартфона X1. Сейчас четыре из пяти крупнейших производителей телефонов (Sony Ericsson, LG, Samsung, Motorola) выпускают телефоны под управлением мобильной операционной системы от Microsoft (см. PC Week Mobile, № 1/2008). Вместе с тем, чтобы добиться конкурентных преимуществ, корпорация сотрудничает не только с крупными вендорами, но и с локальными партнерами, которые лучше знают региональную специфику. К примеру, в России это Rover Computers — компания, предлагающая смартфоны и коммуникаторы, ориентированные на широкий круг российских пользователей, привлекательные с точки зрения цены и функциональности.

В целом на начало марта телефоны под управлением операционной системы Windows Mobile доступны более чем у 160 операторов связи в 55 странах, а производят устройства 49 компаний, выпускающих более 140 моделей.

Отмечу, что мы взаимодействуем и с операторами мобильной связи, и с производителями программного обеспечения. Если говорить о России, то недавно Microsoft и МТС подписали соглашение о сотрудничестве в области продвижения мобильных сервисов (см. PC Week/RE, № 6/2008). Первый совместный проект — это ноутбук под управлением Windows Vista со встроенным устройством для мобильного широкополосного доступа в Интернет. Другой отличный пример партнерства — SPB Software House, санкт-петербургская компания, выпускающая популярные приложения для конечных пользователей Windows Mobile.

PC Week: В прошлом году, по мнению представителей Microsoft, хитом сезона были терминалы с модулем глобального позиционирования GPS — их покупали и бизнесмены, и торговые представители, и водители, и любители велосипедных прогулок. Ожидаете ли вы развития этой тенденции в 2008-м?

Ф. Ф.: Да, GPS-навигация остаётся ключевой дополнительной функцией смартфонов и коммуникаторов, и мы ожидаем, что все больше устройств будут поставляться со встроенным GPS-модулем. Благодаря встроенному в “умные” мобильные телефоны модулю глобального позиционирования для корпоративных пользователей будет доступно множество сервисов, улучшающих их работу. Отмечу, что на Mobile World Congress было продемонстрировано несколько приложений, позволяющих создавать сообщения, относящиеся к определенному местоположению, — например, можно выставлять оценки отелям или ресторанам, делиться своими впечатлениями от пейзажа местности.

К слову, для бизнеса очень важна возможность получить, обработать и обеспечить оперативный доступ к информации разной структуры и из различных источников. Скажем, грузовик может сообщать о своем местоположении и движении в центральный офис, а оттуда информация о сроках и соблюдении необходимых условий доставки попадет заказчику. Это очень важно, допустим, при поставке лекарственных препаратов, когда необходимо поддерживать определенную температуру их хранения.

Вместе с этим, на мой взгляд, у пользователей будут популярны небольшие приложения, так называемые виджеты, с помощью которых они смогут получать информацию о последних спортивных событиях или данные о пробках на дорогах. Владельцев смартфонов и коммуникаторов интересует доступ в Интернет не только для просмотра Web-сайтов, но и для работы сервисов мгновенных сообщений, VoIP, а также других приложений, которыми они пользуются на своих ПК. Отмечу, что эти сервисы будут тем популярнее, чем дешевле и быстрее будет мобильный Интернет, и мы видим, что операторы стараются это обеспечить.

PC Week: Спасибо за беседу.