В ситуационном центре Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) в Нижнем Новгороде состоялся запуск в тестовую эксплуатацию сети подвижной связи стандарта TETRA, которая, как предполагается, в дальнейшем может быть использована для создания региональной службы спасения “112” Нижегородской области. Для демонстрации ее возможностей по координации действий оперативных служб разных ведомств в условиях кризисных ситуаций были проведены учения МЧС. Создание “Системы-112” по РФ должно быть завершено в 2012 г. Но будет ли должным образом учтен опыт этого проекта для корректировки ранее утвержденной правительством концепции создания системы обеспечения вызовов оперативных экстренных служб через единый для всей страны номер, пока неизвестно.

В церемонии открытия первой очереди территориальной сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA, разработанной компанией “Аркан-Тетрасвязь” и покрывающей Нижний Новгород и его окрестности, приняли участие министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и другие официальные лица. Сеть предназначена для эксплуатации в экстренных оперативных службах города. Работы по ее развертыванию начались в октябре 2007 г., и сейчас в ней обслуживается порядка 380 пользователей; к концу нынешнего года к ней будет подключено более 3,5 тыс. абонентов.

До сих пор TETRA-cистемы в нашей стране строились, как правило, в интересах отдельных компаний или ведомств, что резко сужало возможности для их совместной эксплуатации другими заинтересованными структурами. Видимо поэтому, как справедливо отметил г-н Шанцев, на сегодняшний день комплексной территориальной системы стандарта TETRA, объединяющей усилия различных ведомств, нет ни в одном регионе России. Между тем, как показывает мировой опыт, наличие такой системы особенно актуально для обеспечения эффективной работы оперативных служб в условиях аварий, пожаров, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций (ЧС). “Единая территориальная комплексная система поможет нам при дальнейшем создании единого телефонного номера службы спасения, — подчеркнул глава региона. — Уже сейчас при помощи связи стандарта TETRA 95% аварий устраняется в плановые сроки”.

Именно с использованием ресурсов данной сети радиосвязи TETRA и были организованы учения по ликвидации ЧС, в ходе которых проводилась отработка взаимодействия служб экстренного реагирования как необходимого элемента проекта построения службы “112”.

Были отработаны два сценария: прорыв теплоцентрали и возгорание на центральном почтовом отделении Нижнего Новгорода. В проведенных учениях приняли участие служба медицины катастроф, спасательный отряд МЧС, аварийные службы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), служба пожаротушения, ФГУП “Почта России” и “Связь-безопасность”.

Первый эпизод учений прошел на территории центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС Нижегородской области, где ресурсами комплексной информационной системы мониторинга ЖКХ была организована трансляция видеоизображения с места прорыва теплоцентрали, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан.

Прибытие сил и средств экстренных служб к месту происшествия и устранение последствий ЧС было отражено в режиме реального времени на видеостене и на электронной карте диспетчерского пульта, установленного в ЦУКС МЧС в составе программно-аппаратного комплекса. Контроль и координация действий экстренных служб по ликвидации происшествия осуществлялись по сети радиосвязи TETRA дежурным диспетчером ЦУКС после передачи туда сообщения о чрезвычайной ситуации из дежурной диспетчерской службы “112” Нижнего Новгорода.

В ходе второй учебной операции на месте возгорания почтового отделения был развёрнут подвижный оперативный штаб, оснащённый мобильным диспетчерским пультом мониторинга сил и средств экстренных служб, участвующих в учениях, позволяющий принимать управление от дежурного диспетчера и руководить ликвидацией ЧС уже непосредственно с места событий.

Войдет ли TETRA в состав “Системы-112”?

Учения МЧС Нижегородской области прошли успешно и подтвердили эффективность использования систем TETRA при ликвидации чрезвычайных ситуаций для взаимодействия служб экстренного реагирования как необходимого элемента проекта построения службы “112” местного и регионального уровня.

“Связь стандарта TETRA применяется во всем мире, а в России она рассматривается в качестве общего национального стандарта профессиональной подвижной радиосвязи, — заявил Леонид Рейман на месте учений. — За долю секунды нажатием всего одной кнопки она обеспечивает связь между абонентами различных служб реагирования. А это позволяет спасать сотни, а порой и тысячи человеческих жизней”.

И это действительно так. Тем не менее вопрос о том, какие именно средства связи будут задействованы для обеспечения быстрой и надежной передачи информации на всей территории страны, к сожалению, по-прежнему остается открытым. В соседней Финляндии, например, как и во многих других странах мира, для этих целей применили охватившую всю страну TETRA-систему профессиональной радиосвязи VIRVE, которой совместно пользуются и полиция, и пожарные, и врачи “скорой помощи”, и военные.

У нас же проект подобной структуры ТЕТРАРУС так и не вышел из пеленок из-за того, что заинтересованные ведомства не смогли договориться между собой. Да и в самой концепции “Системы-112” он не упоминается, хотя с учетом масштабов страны и задач МЧС необходимость создания федеральной системы профессиональной радиосвязи у нас куда больше, чем в Финляндии.

События вокруг TETRA-системы и МЧС-учений, происходившие в Нижнем Новгороде, показали интерес областных властей не только к простейшим диспетчерским схемам службы “112” для отдельных населенных пунктов, которые сейчас прорабатываются Мининформсвязи, но и к комплексным решениям регионального уровня с использованием универсальных структур профессиональной радиосвязи.

Профессиональная радиосвязь стандарта TETRA

Стандарт для реализации наземной системы транкинговой связи TETRA (Tеrrestrial Trunked Rаdio) был разработан и утвержден Европейским институтом стандартов связи ETSI (European Telecommunications Standards Institute) в 1995 г. и стал активно внедряться в странах ЕС, а также в других государствах мира.

В Российской Федерации общие контуры технической политики по этому стандарту стали складываться после выхода приказа Минсвязи № 62 от 06.06.2002 г о реализации системного проекта ТЕТРАРУС. А сами сети профессиональной радиосвязи стандарта TETRA начали создаваться в нашей стране только в 2003 г.

В 2006-м Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение об использовании полос радиочастот 412—417/422—427 и 457,4—459/467,4—469 МГц для построения сетей подвижной радиосвязи стандарта TETRA на территории России. К настоящему моменту сети TETRA построены в 12 регионах РФ.

В 2007 г. правительственной комиссией по федеральной связи был рассмотрен и одобрен проект Концепции развития профессиональной подвижной радиосвязи в Российской Федерации (2008—2015 гг.), определяющей стандарт TETRA в качестве единого для сетей профессиональной подвижной радиосвязи.

В области системных решений разработчики проекта в Нижнем Новгороде пошли дальше тех пилотных зон, создание которых было запланировано Мининформсвязи. Проявленная местная инициатива к начинающемуся в этом году проекту создания “Системы-112” прямого отношения не имеет ни с точки зрения утвержденного места для реализации пилотного проекта службы “112”, ни с точки зрения использования TETRA-систем. Но теперь, по словам Леонида Реймана, он намерен выступить с инициативой о включении области в число пилотных субъектов реализации концепции создания службы “112”.

Наше издание уже обращало внимание на то, что утвержденная правительством концепция создания системы обеспечения вызовов оперативных экстренных служб “зациклена” на использовании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и в ней никак не прописано внедрение систем радиосвязи стандарта TETRA вопреки имеющемуся мировому опыту .

Кому доверить координацию внедрения TETRA-систем в стране?

Сейчас важно сделать так, чтобы избежать старых ошибок и передовой региональный опыт не пропал даром, а в полной мере вошел в проект “Системы-112”. Хорошо известно, что о создании федеральной сети профессиональной радиосвязи на базе цифрового стандарта в России впервые заговорили уже в далеком 2000 г. Не сразу, но идея получила административную поддержку — после выхода в 2002-м приказа Минсвязи России о реализации уже упомянутого выше системного проекта “Федеральная сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA” (ТЕТРАРУС).

“Вообще-то внедрение радиосвязи стандарта TETRA в отдельных регионах ведется уже лет пять, — отметил Константин Голиков, генеральный директор консультационного агентства “Телекомпас”. — Для формирования единого национального стандарта профессиональной подвижной радиосвязи TETRA подходит оптимально, но создается впечатление, что работа в этом направлении ведется недостаточно интенсивно”.

“Сегодня стоит задать вопрос, почему понадобилось пять-шесть лет, чтобы от бумаг перейти к практическому созданию систем оперативной радиосвязи, — говорит старший эксперт аналитической компании “Современные Телекоммуникации” Александр Корсунский. — Какие препятствия стояли на пути внедрения современных средств связи? Имея понимание и добрую волю, организовать эффективную работу по спасению людских жизней можно было уже в 2003 г.”.

Он напоминает, что многие ведомства и организации были лишены права самостоятельно разворачивать сети на базе стандарта TETRA без участия в проекте ТЕТРАРУС. В 2003—2004 гг. в РФ интерес бизнеса к внедрению подобных систем по всей стране был очень велик, однако вместо создания благоприятных условий для предприятий, производителей и системных интеграторов ведомство занялось “проектом века” ТЕТРАРУС, который стал настоящим тормозом на пути частной инициативы по продвижению систем стандарта TETRA.

“Тестовый запуск сети TETRA в Нижегородской области с участием министра Леонида Реймана, будем надеяться, послужит хорошим примером для более активного внедрения этого стандарта в других регионах и нацелит на более четкую координацию этой программы на федеральном уровне, — оптимистично предполагает Константин Голиков. — Тем более что эта система скорее всего будет использована для создания единой экстренной службы “112” , аналог которой давно и успешно работает во многих странах”.

С ним не согласен Александр Корсунский, который убежден, что Мининформсвязи очередной раз хватается не за свое дело и в итоге может его погубить. “Уже на заре ТЕТРАРУС-эпопеи было очевидно, что головной организацией должно быть не Мининформсвязи, а МЧС, — утверждает он. — Так показывает мировой опыт. Очевидно, что сегодня приступая к развертыванию системы “112” стоит принять в качестве основного координирующего ведомства именно МЧС. А что же тогда будет с проектом ТЕТРАРУС? Вероятно, ему уготована судьба всех “проектов века”, начиная от “переброски вод сибирских рек” и заканчивая строительством Дворца Советов”.

Может быть, действительно под эгидой МЧС удастся избежать всех просчетов и ведомственных амбиций пафосного проекта ТЕТРАРУС и сделать кое-что полезное для страны? Опыт нижегородских учений МЧС подтвердил приемлемость TETRA-решений для создания “Системы-112”.

К тому же не надо сбрасывать со счетов и потенциальный инвестиционный эффект для отрасли телекоммуникаций от возможностей внедрения TETRA-систем (а это — миллиарды долларов!) и положительное влияние на загрузку российской промышленности средств связи. На значение последнего фактора указывает г-н Голиков: “Внедрение TETRA означает масштабный госзаказ на соответствующее оборудование, который позволит на годы вперед загрузить отечественные предприятия и будет способствовать дальнейшему развитию радиоэлектронной отрасли как одной из важных составляющих рынка высоких технологий”.