Kонвергенция голоса и данных стимулирует потребность в интуитивно понятных программах с “определением присутствия”

Для реселлера и системного интегратора продажа системы IP-телефонии нередко является лишь началом долгосрочного выгодного сотрудничества с клиентом. Вот только для успеха на этом пути нужно хорошо разобраться в тонкостях разработки приложений реального времени, сочетающих в себе достоинства конвергенции голоса и данных. В их отношении часто применяется термин “определение присутствия”, означающий способность приложения устанавливать текущее состояние пользователя, который, скажем, в данный момент разговаривает по телефону или вообще отсутствует на рабочем месте.

Вот и первая возможность: почему бы не связать настольный IP-телефон с компьютером? В этом случае, когда вам звонят во время телефонного разговора, на дисплее появится сообщение, кто именно пытается с вами связаться. А если вы запланируете аудиоконференцию, то приложение позволит подключиться к Web-сайту и быстро выполнить все необходимые для этого операции. Более того, некоторые программы мгновенных сообщений настолько тесно интегрируются с телефоном, что другие абоненты постоянно видят ваше состояние.

“Главное, чтобы подобрать такую комбинацию приложений, которая хорошо подходила бы для центров телефонного обслуживания, поддерживала необходимые бизнес-процессы, избавляла от свойственных человеку задержек и ошибок”, — считает Марк Дампхаус, главный инженер фирмы Trinet Systems. Такие приложения зачастую наводят мосты между старыми офисными АТС и их современными моделями с поддержкой IP-телефонии.

Чтобы эту мечту превратить в действительность, разработчики приложений могут выбрать один из двух протоколов. Первый носит название SIP (Session Initiation Protocol — протокол инициирования сеансов), а его вариант для мгновенных сообщений называется SIMPLE (SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions — SIP для мгновенных сообщений и определения присутствия). Второй протокол известен как XMPP (Extensible Messaging and Presence Protocol — расширяемый протокол обмена сообщениями и определения присутствия). Microsoft в своей продукции использует SIP и SIMPLE (естественно, с собственными доработками, которые еще только предстоит стандартизировать), тогда как Google Talk, Jabber и некоторые другие службы отдают предпочтение XMPP. Оба эти протокола применяются для управления вызовами и поддерживаются многочисленными производителями базовых средств обнаружения присутствия и объединенных коммуникационных систем.

По словам вице-президента Jabber по маркетингу Дейва Улера, его компания работает над слиянием SIP и XMPP, чтобы функцию обнаружения присутствия могли выполнять любые приложения, которым это может потребоваться. Он думает, что дело в общем-то не в используемом протоколе. Основная сложность состоит в том, чтобы получить информацию о присутствии и интегрировать ее с приложением. А для этого, как считает основатель и исполнительный директор компании Epilio Карл Тайлер, реселлерам и системным интегратором следует осваивать программирование на языке Java: “Здесь не обойтись без знания аспектов безопасности, протоколов SSL (Secure Socket Layer) и TLS (Transport Level Security), правильного управления сертификатами. Необходимый для этого инструментарий появился менее чем год назад, так что специалистов по такому программированию пока немного. Приложения типа “Привет всем!” здесь не подойдут. Нужно тщательно разобраться в том, как управлять очередностью запросов, и уметь масштабировать свое приложение под нагрузкой”.

С такой проблемой уже столкнулась Microsoft при разработке собственной реализации SIP. “Корпорация обнаружила, что этот протокол не слишком-то хорошо масштабируется и для повышения производительности в него пришлось добавить сжатие”, — пояснил Тайлер. А Улер в свою очередь добавил: “Интеграторам IP-телефонии еще только предстоит разобраться, каким образом увязывать функцию определения присутствия с уже развернутой корпоративной инфраструктурой — службами каталогов, электронной почтой и т. д.”.