Операторы “большой тройки” еще только приступили к построению сетей 3G, а уже напоминают пользователям о том, что им доступны услуги 3G-роуминга как минимум в трех-четырех десятках стран, в основном европейских. Правда, сомнительно, что большинство абонентов хоть раз заглядывало на веб-страницы операторов, где указаны настоящие цены на HSPA-роуминг. Они точно такие же, как и для передачи данных по стандарту GPRS/EDGE на территории другого государства с SIM-картой российского оператора связи, — 14 тыс. евро за 1 Гб данных у МТС и “ВымпелКома” и на треть меньше у “МегаФона”. То есть за один мегабайт трафика пользователю придется заплатить 13,8 евро, в то время как в домашней сети — в сто раз меньше. Такие удивительные цены не идут ни в какое сравнение даже с голосовым роумингом, который предполагает увеличение цены за разговор по телефону за рубежом “всего-то” в 10--20 раз.

Вопрос ценообразования на такие услуги, как оказалось, очень специфический. О том, почему клиентам предлагаются такие цены, операторы “большой тройки” говорят крайне осторожно. Официально пресс-службы вежливо сообщили мне буквально следующее: “Сумму среднего роумингового счета, а также внутреннее ценообразование на услуги компании мы не раскрываем”. Всё это приводит к тому, что абоненты, не желающие платить 512 руб. за один мегабайт трафика (заметим: без НДС, который добавляет к этому еще 18%), вынуждены приобретать туристические SIM-карты или SIM-карты местных операторов связи (гигабайт данных для местных пользователей в домашних европейских сетях стоит всего 30 евро), активно использовать в отелях и деловых центрах Wi-Fi или проводные каналы связи. Таким образом, получается парадокс — теряется весь смысл мобильности для корпоративных пользователей и частных клиентов.

Как утверждают специалисты, существует всего два варианта роуминга данных (будь это GPRS, EDGE или HSPA). Первый, более красивый по реализации и затратный по ресурсам, предусматривает участие трех сторон — домашнего и гостевого операторов, а также транзитного, который передает все запросы пользователя, находящегося в роуминге, в Интернет через домашнюю сеть. Этот тип соединения предполагает следующие затраты: цена SS7-трафика (регистрация в сети гостевого оператора и передача данных биллинга в режиме, близком к онлайновому), цена трафика по двум IP VPN-каналам до каналов специальных транзитных операторов (так называемых GRX-операторов), а также цена доступа в сеть Интернет у “домашнего” оператора. Сюда добавляются цены на услуги GRX-клиринг-хауса и, самое интересное, накрутки от домашнего и гостевого операторов к базовой цене. Отметим, что в системе GRX (GPRS Roaming Exchange) стандартизированы, например, адресация точек доступа, протоколы безопасности и маршрутизация вызовов GPRS/EDGE/HSPA через серверы доменных имен сети Интернет — это тот самый старый добрый способ организации сервиса, который используется уже пять-шесть лет. Учитывая тот факт, что базовое оборудование для реализации такого способа роуминга давно окупилось, фиксация цен без изменения на протяжении долгого времени вызывает как минимум недоумение. И это при том, что стоимость, к примеру, голосовой связи, в том числе и в роуминге, стабильно падает в среднем на 10% каждые полтора года.

Второй способ предполагает механизм выхода в Интернет для абонента через сеть “гостевого” оператора связи напрямую. Определенную проблему это представляет только при тарификации услуг, поскольку скорость обмена роуминговыми счетами в таком случае, без сомнения, намного ниже, чем скорость загрузки данных из сети Интернет, и к тому же возможен “уход в минус”. Но при этом из затрат исключаются две крайне значительные величины — стоимость трафика по двум IP VPN-каналам до специальных транзитных операторов и цена услуг GRX-клиринг-хауса; все остальные затраты остаются.

Таким образом, если смотреть на себестоимость услуг (т. е. не учитывать прибыль), то в первом случае она в среднем составляет величину, в три раза превышающую стоимость услуги в домашней сети, а во втором — стоимость трафика в гостевой сети по тарифам для своих абонентов плюс цена, равная передаче данных в домашней сети гостя. Даже если учесть, что сюда необходимо включить затраты на выставление счетов, а также прибыль всех участников процесса (при том, что оборудование транзитных и локальных операторов связи, предназначенное для GPRS-роуминга, давно уже окупилось), то рост цены по отношению к домашним расценкам пусть даже в 10--20, а не в 100 раз, как сегодня, мог бы, на наш взгляд, существенно усилить популярность 3G-роуминга и добавить значительную долю в среднем ежемесячном чеке абонента (ARPU) оператору мобильной связи.

Интересно в этом смысле посмотреть на западных операторов связи: к примеру, клиенты T-mobile при посещении России “попадают” на весьма интересные цены — порядка 10 евро за один мегабайт данных (цена, как у абонентов “МегаФона” в роуминге). Тоже не самый низкий тариф, установленный, без сомнения, на паритетных началах с российскими операторами связи. Однако в данном случае в действие вступает различная покупательная способность населения: в России платить за сколь-нибудь продолжительную работу по HSPA-протоколу в роуминге могут себе позволить разве что только корпоративные клиенты, да и то не все. Для большинства же сотрудников даже крупных компаний любая зарубежная поездка подобна пребыванию на необитаемом острове — всевозможные мобильные офисы использовать нельзя, так как передавать даже заголовки текстовых сообщений дорого.

Отметим, что помимо собственно цены для роуминга данных характерны и другие очень интересные моменты, о которых знают далеко не все пользователи мобильной связи. Во-первых, при тарификации считается (как и в домашней сети) весь объем данных — как отправленных, так и принятых, в отличие от проводных каналов связи, где тарификации (при помегабайтной оплате) подлежит только принятый трафик. Операторы мобильной связи вежливо объясняют это “платой за радиоэфир”, без сомнения, пользуясь в проводных опорных и магистральных сетях соглашениями с другими игроками рынка о взаимозачетах по трафику — то есть для них оплате подлежит только загруженный, а не весь объем данных. К слову, системная информация, связанная с установлением соединения, тоже входит в этот тарифицируемый объем данных.

Во-вторых, при наличии EDGE/HSPA-модема скорость передачи данных в роуминге может многократно возрасти, что приведет к значительно большему объему трафика за единицу времени, чем в привычной для абонента домашней сети.

В-третьих, дискретизация тарифицируемых данных в роуминге выполняется с точностью до 50, а временами и до 100 Кб, т. е. любое обращение к сети гостевого оператора, пусть даже самое минимальное, будет стоить абоненту как минимум 2 долл., даже если объем данных составил 1--2 Кб за сессию. Отметим, что и отправка MMS может нанести существенный удар по электронному счету следующим образом: тарификация отправляемого мультимедийного сообщения будет произведена по трафику, а не исходя из самого факта оказания услуги. После отправки MMS терминал скорее всего не отключится от сервиса передачи данных и будет отправлять тестовые пакеты в сеть, сигнализируя о своей готовности начать передачу данных при необходимости. Надо ли говорить, что за эти пакеты тоже придется заплатить?

В-четвертых, стоит быть осторожнее с дополнительным ПО для коммуникаторов и смартфонов — большинство из таких программ являются интернет-клиентами и всю необходимую информацию получают из сети Интернет (к примеру, прогноз погоды, курсы валют и т. д.). Соответственно при нахождении в роуминге недостаточно просто отключить EDGE/HSPA-доступ программным способом через приложение, конфигурирующее выход в Интернет, — такое дополнительное ПО его нарушит, необходимо действовать более радикально и изменить адрес точки доступа, убрав оттуда, к примеру, одну-две буквы. Классический пример в этом смысле — всем известный iPhone, на дисплее которого по умолчанию размещено множество ярлычков для быстрого доступа к сервисам iPhone. Большая часть из них — интернет-службы (видимо, Apple соблюдает договоренности с операторами связи о повышении интернет-трафика абонентов своих устройств), или, как их называет Apple, — веб-приложения. На сайте Apple на начало II квартала 2008 г. доступно более 600 таких программ.

Таким образом, складывается интересная ситуация: до сих пор цены на GPRS-трафик были обусловлены самой структурой этого рынка, точнее, балансом между спросом и предложением, и ведущей услугой в сетях 2--2,5G была голосовая связь. Да и рынок роуминга оставался чрезвычайно фрагментированным, на нем отсутствовали крупные организованные группы потребителей, чей спрос на услуги мог бы оказаться значительным и позволил бы опустить цены. Но в настоящий момент приоритеты изменились — для сетей 3G ведущей услугой является передача данных. Если она приносит мало денег операторам, в том числе и в роуминге, о чудесных бизнес-планах ее развития можно просто забыть. Следовательно, для ее популяризации необходимо приводить цены к разумному уровню, который был бы доступен мобильным профессионалам. Будут ли способны российские операторы к такой адаптации — покажет время, но без нее шансы не на только массовое, но и на сколь-нибудь нишевое внедрение услуг сетей третьего поколения в нашей стране выглядят весьма призрачными.