Компания British Telecom (BT) — один из ведущих мировых поставщиков телекоммуникационных решений и услуг. Еще сравнительно недавно о ней говорили как об одном из национальных монополистов Великобритании. Однако в ходе либерализации рынка услуг связи в этой стране компания обрела новые стимулы к развитию и сейчас успешно действует в 170 государствах мира. В рамках прошедшей в Москве конференции “Финансы и трейдинг -- 2008” ВТ представила ряд новых продуктов для корпоративных пользователей. На вопросы научного редактора PC Week/RE Петра Чачина об оценках процесса демонополизации дальней связи в нашей стране и о современных сервисах фирмы для сферы финансовой индустрии ответил президент ВТ в России и странах СНГ Ричард ван Вагенинген.

PC Week: Как, на ваш взгляд, протекает процесс демонополизации рынка дальней связи в России?

Ричард ван Вагенинген: Этот процесс развивается нормально, но он далеко еще не закончен. Россия пока находится где-то посредине между Белоруссией, где дальняя связь монополизирована, и либерализованными западными рынками. Конечно, сказываются и масштабы страны — в ней ещё много мест, где представлен только один оператор. В этом есть свои плюсы, но с этим связано и немало проблем.

Отметим, что в Москве, где есть конкуренция среди телекоммуникационных операторов, цены на междугородную связь уже упали. В регионах ситуация другая: зачем местным участникам рынка снижать тарифы, если у них и так все идет хорошо?

Следующая проблема. Возьмем, к примеру, город в провинции с населением 100 тыс. человек. Второму оператору, который захочет предлагать там только телефонную связь, может быть экономически не выгодно прокладывать к нему свою сеть. Другое дело, если он при этом будет готов предоставлять пользователям и какие-то дополнительные услуги. В Англии и многих других странах “последняя миля” доступна для любых компаний на рынке и стоимость аренды линий одинакова для всех. В России этого пока нет и государственному регулятору необходимо принять подзаконный акт, который будет обеспечивать свободный доступ и уровень цен на “последней миле”.

В принципе каждый гражданин РФ должен иметь у себя дома телефон. А есть ли он у него? Складывается впечатление, что далеко не все компании стремятся обслуживать самый массовый сектор абонентов. Государственный регулятор должен подумать и об этом. Все операторы, безусловно, должны иметь доступ к “последней миле”, но ее ведь сначала надо построить! Нужно создать такие условия для телекоммуникационного бизнеса, чтобы операторы более активно участвовали в социальных программах, например в обслуживании пенсионеров или телефонизации удаленных населенных пунктов.

PC Week: Как вам видится дальнейшее развитие событий на этом рынке в России?

Р. В.: Если Россия хочет вступить во Всемирную торговую организацию, то она должна произвести у себя изменения в соответствии с законами и требованиями ВТО. Я был в России в 1994 г. и видел, что на вашем рынке работало тогда множество мелких операторских предприятий. Сейчас происходит их укрупнение. Можно предположить дальнейшую консолидацию телекоммуникационных компаний. Это характерно не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но и для населенных пунктов в регионах — от Калининграда до Владивостока.

Я думаю, что в дальнейшем в России останется несколько крупных операторов дальней связи, а в регионах малые компании будут выступать как поставщики услуг для больших предприятий. Неизбежно будет проводиться и модернизация инфраструктуры связи в плане технологического перехода к сетям следующего поколения NGN. Это позволит продавать клиентам совершенно новые услуги.

PC Week: Как западные компании участвуют в этом процессе?

Р. В.: Сегодня российские компании сфокусированы в основном на развитии сетей. Мы не участвуем в этом процессе активно, ВТ концентрируется на услугах. Когда западные игроки приходят на какой-то рынок, это всегда дает толчок его развитию. Они помогают клиентам, формируя комплексные предложения для бизнеса на основе современных технологий. Раньше международные услуги здесь могла оказывать только Orange Business Services, а теперь есть еще и ВТ. Мы не стремимся конкурировать на локальном рынке c местными компаниями, мы действуем через своих партнеров — российских операторов и помогаем обслуживать их клиентов в других странах.

В этом плане я хотел бы отметить три аспекта. Во-первых, сегодня в России работает множество глобальных компаний, которые связаны с British Telecom партнерскими отношениями. А мы должны быть там, где наши клиенты. Во-вторых, когда наше руководство приняло решение открыть офис в России, мы считали, что здесь достигнута политическая и экономическая стабильность. И наконец, в третьих, придя работать в страну, мы должны получить все необходимые для нашей деятельности лицензии. Этот процесс существенно упростился, когда началась либерализация вашего рынка.

PC Week: Какие планы имеет ВТ на российском рынке дальней связи?

Р. В.: Мы увеличиваем инвестиции в свой бизнес в России и других странах СНГ, сознавая тот факт, что это один из самых быстрорастущих рынков информационно-коммуникационных технологий в мире. Компания BT открыла представительство в Москве осенью 2006 г. Партнерство c Golden Telecom и “ТрансТелеКомом” позволило BT географически расширить свою деятельность в России и СНГ. Мы обслуживаем более 250 крупных клиентов в 38 регионах РФ.

С момента открытия представительства BT в России доходы компании выросли в три раза, численность персонала удвоилась и достигла 40 человек. А с учетом всех тех, кто обслуживает деятельность ВТ на принципах аутсорсинга, число сотрудников достигает сотни.

Основу инновационных услуг, предоставляемых BT, составляет глобальная сеть нового поколения 21-st Century Network, обеспечивающая комплексные решения для коммуникаций типа “end-to-end” с передачей голоса и данных, с интеграцией сетей. Для ее создания предусмотрены инвестиции в объеме 20 млрд. долл.

PC Week: Какие новые технологии и сервисы для корпоративного рынка связи предлагает ВТ в России?

Р. В.: Сейчас мы продемонстрировали в Москве продукты для финансовой индустрии, в том числе BT Radianz Service. Это решение позволяет соединить десять главных мировых бирж, поставщиков финансовой информации и службы финансовых транзакций с пятьюдесятью крупнейшими брокерскими фирмами, а также предложить клиентам услуги 250 ведущих провайдеров контента и услуг. Стоимость транзакций, совершаемых в сети BT Radianz за два или три дня, может достигать от 11--12 трлн. долл.

В обычных условиях для работы с ключевыми мировыми финансовыми институтами любая российская компания или биржа, скажем ММВБ, должна заключить двусторонние соглашения с каждым из них. Но мы можем упростить задачу и присоединить её к своему узлу, который откроет для клиента доступ в мировое финансовое сообщество, и для него распахнутся двери всех его участников.

У любого серьезного банка есть подписки на котировки NYSE или NASDAQ, лента Reuters, подключение к LSE и т. д. Каждый такой канал обходится в 2—2,5 тыс. долл. в месяц. Наш комплексный продукт обойдется им куда дешевле. К тому же, например, “срок жизни” котировки евро на межбанковском рынке не превышает двух секунд, и Radianz работает в условиях реального времени. Он также позволяет строить корпоративные сети клиентов на основе VPN в мировом масштабе.

PC Week: Спасибо за беседу.