eWeek Labs знакомит читателей с компаниями, которые устанавливают стандарты де-факто, и прогнозирует, как они могут воспользоваться своим весом в будущем

Решающее слово во всех секторах информационных технологий, начиная с Ma Bell и заканчивая Wintel, остается за несколькими “гориллами-тяжеловесами” — гигантскими компаниями, на продукцию которых приходится львиная доля повседневной компьютерной жизни большинства организаций и отдельных пользователей. Именно их мы так любим ненавидеть. С одной стороны, у крупнейших производителей технологий есть и влияние на рынок, и финансовые возможности для того, чтобы новейшие технологии и стандарты превращать в столь необходимый корпорациям товар. С другой же, обязательства этих титанов перед своими акционерами заставляют их всеми силами стремиться к повышению прибыли, а значит, предлагать потребителям не более того, что необходимо для удержания клиентов.

При подготовке настоящего исследования тестовый центр eWeek Labs проанализировал, как обстоят дела у пятерки компаний, которые обладают достаточным весом и ассортиментом продукции для серьезного воздействия на состояние всей отрасли. Именно они во многом определяют, какими системами и сервисами мы можем пользоваться, каких стандартов должны придерживаться все остальные производители, кто из новых конкурентов может выжить на том или ином рынке.

Естественно, сегодняшние тяжеловесы несколько лет назад вполне могли выступать в категории легчайших, а через какое-то время снова окажутся рангом пониже. Такой процесс никогда не прекращается. Даже сейчас, когда вы читаете эти строки, кто-то всеми силами старается набрать вес, чтобы войти в число лидеров.

AT&T

В старые добрые времена, когда правительство еще не разделило Ma Bell ради децентрализации рынка, AT&T незримо присутствовала и в наших домах, и в офисах, и даже в карманах, обеспечивая телефонной связью буквально каждого американца. Возрождение этого имени и самой корпорации произошло в 2006 г., когда BellSouth перешла в руки SBC Communications. На первый взгляд может показаться, что новая ипостась имеет региональный характер, однако по сути своей AT&T продолжает оставаться глобальной, и это не может не настораживать.

Несомненный плюс здесь, конечно, есть: компания по-прежнему предлагает то, что нужно потребителю. Приобретение Wi-Fi-сети в закусочных Starbucks, скажем, намного расширило доступность Интернета (хотя бы для любителей кофе). К тому же AT&T непрестанно осваивает и развивает коммуникационные технологии третьего поколения наподобие HSDPA (High-Speed Downlink Packet Access) и HSUPA (High-Speed Uplink Packet Access). Весьма привлекательно выглядит и широкий ассортимент мобильных устройств, предлагаемых корпорацией. Она идет на всё, только бы производители оборудования (точнее говоря, Apple) предоставили ей исключительные права на распространение интернет-устройств, которые в полном смысле этого слова меняют весь рынок.

В деловой сфере портфель инновационных сервисов и приложений AT&T, дополненный к тому же богатейшим спектром тарифных альтернатив, сам подсказывает наилучший выбор мобильного оператора.

Вот только возникает вопрос доверия, которое нелегко завоевывается, а еще труднее восстанавливается. Не секрет ведь, что AT&T (как и ее предтечи SBC, BellSouth и PacBell) потеряла немало авторитета из-за плохой технической поддержки, нелепости контрактов да и вообще из-за склонности постоянно демонстрировать свое превосходство.

Вот только никуда от этой компании не деться. Под колпаком AT&T остаются даже те, кто всячески избегает ее местной и дальней телефонной связи, IP-телефонии, не говоря о широкополосных DSL-каналах, сервисе Advanced TV и мобильных сетях в целом. Поскольку этот оператор является поставщиком услуг первого уровня, можно с уверенностью сказать, что по его сетям транслируются данные даже тех, кто не является абонентом этой компании. А это значит, что все мы подвластны ее причудам и махинациям. Хотите переслать из офиса домой файл MP3, который купили на Amazon.com? На всякий случай его не мешало бы зашифровать, иначе как бы ваше письмо не застряло в антипиратском фильтре AT&T. Вот только из-за такого шифрования вполне можно попасть под подозрение: значит, у тебя есть что скрывать. А ведь AT&T уже была уличена в том, что пропускает весь трафик через секретную контрольную станцию агентства национальной безопасности. Так кому, скажите на милость, захочется попасть в поле зрения этой могущественной организации? Лучше уж принести такой файл домой в кармане. Так, на всякий случай…

По сей день живет и здравствует старая добрая практика устранения соперников путем монополизации своего сектора. Держит ее в своем арсенале и AT&T, напрочь удушающая конкуренцию в мире широкополосных сервисов. По многим признакам компания готовится в ближайшее время резко поднять тарифы на оптовое предоставление услуг DSL, что нанесет сильнейший удар по независимым поставщикам. Такой шаг грозит им очень большими потерями на уже имеющихся контрактах, которые заключались исходя из прежней ценовой структуры.

В целом создается впечатление, что сегодня AT&T сильна и опасна как никогда раньше. Так что она может служить наглядным примером компании, которую мы любим ненавидеть, но от которой никуда не деться.

Эндрю Гарсиа

Cisco

В мире появился новый универсальный язык под названием IOS, владеть которым просто обязан любой сетевой инженер. И произошло это по причине полного доминирования одного-единственного производителя сетевого оборудования. Одни компании приходят в эту сферу, другие уходят из нее, но Cisco Systems, похоже, поселилась здесь навечно. Именно ее принято считать гориллой-тяжеловесом корпоративных сетей. Для поддержания своей весовой категории и ради перспектив на будущее недавно Cisco представила новейший процессор к коммутатору Catalyst 6500, который принес ей самую большую прибыль за всю историю компании. При этом, обещая активно развивать платформу Catalyst 6500 вплоть до 2012 г., недавно Cisco приступила к выпуску и нового семейства коммутационных платформ для вычислительных центров — Nexus 7000.

Впрочем, компания далеко не всегда доминировала в сетевом мире. В начале 90-х ее даже путали с продовольственной Sysco. Но бурное распространение IP-сетей и ряд приобретений настолько повысили доход компании и известность ее продукции, что она превратилась в гиганта, известного едва ли не в каждом доме.

Сегодня гегемония Cisco сказывается на работе любого менеджера и даже всей индустрии ИТ в целом. IP-решения для нее — то же самое, что молоток для плотника, ведь практически любая проблема информационных технологий решается средствами IP-сетей. Хорошим примером тому может служить обеспечение безопасности конечных пользователей. Именно благодаря Cisco решение этой проблемы сейчас связывается с сетями и развитием протоколов сетевого управления, а не с совершенствованием операционных систем за счет различных инициатив вроде доверительных вычислений. В пользу такой тенденции говорит и появление в компании новой группы перспективных технологий.

Свое будущее Cisco связывает с переводом в IP-сети все больших объемов данных. Помимо вызывающей много шума сетевой конвергенции голоса, данных и видео компания уделяет много внимания технологиям дистанционного присутствия TelePresence, системам IPICS (IP Interoperability and Collaboration System), средствам физической защиты, цифровым мультимедийным комплексам и цифровой подписи. TelePresence представляет собой систему видеоконференций, обеспечивающую фантастический, достойный Star Trek реализм представления, тогда как IPICS создается с применением систем связи в чрезвычайных ситуациях.

Еще в 2005 г. исполнительный директор Cisco Джон Чамберс заявил, что ради непрерывного роста корпорации он готов взяться за развитие перспективных технологий со всеми проистекающими отсюда рисками. Кроме перечисленного выше, как рассказали представители Cisco сотрудникам eWeek, у них в инкубаторе имеется и несколько других новинок

Вот только в отличие от прочих горилл, упомянутых в нашем обзоре, Cisco сталкивается с серьезной конкуренцией по целому ряду направлений. Достойную альтернативу ее продукции для сетевых инфраструктур корпоративного класса составляют разработки Alcatel-Lucent, Nortel Networks, Hewlett-Packard, Dell, Juniper Networks и Extreme Networks, а фирма Blade Network Technologies, бывшее подразделение Nortel, активно противостоит Cisco на поле интегрированных серверных коммутаторов-лезвий. В области ускорителей приложений фирма испытывает сильный натиск со стороны Riverbed Technology, Radware, Packeteer и Juniper, тогда как в сетях хранения ноздря в ноздрю с ней идет Brocade Communications System.

Тем не менее все вышесказанное не мешает Cisco царствовать в сетевых джунглях. По крайней мере пока...

Камерон Стардевант

Google

“Не творить зла” — именно таким, похоже, был первый девиз ранней Google. Он продолжает действовать и поныне — но только в технической сфере. Те же, кто пытается соперничать с этим гигантом поиска, даже представить себе не могут более ужасного и грозного конкурента. А ведь конкуренцию со стороны Google испытывают отнюдь не только поисковые сервисы. Столкнуться с этим серьезным игроком сегодня рискует все больше и больше компаний, извлекающих прибыль из Интернета.

За последние годы Google проникла в очень многие области Сети сетей. Буквально во всем, начиная с электронной почты и заканчивая хостингом приложений, этот гигант не только застолбил участки, но и быстро изменил динамику рынка. Но еще опаснее для соперников фирмы то, каким способом она прорывается в сферы новых технологий. Принимаясь за любую новинку, Google начинает с того, что предлагает ее бесплатно. В результате другим приходится не только бороться с одной из крупнейших компаний планеты, но при этом еще и опускать чуть ли не до нуля цены на свою базовую продукцию.

Учитывать ее влияние в общей стратегии бизнеса приходится даже тем, кто не вступает с Google в прямую конкуренцию, но работает в Интернете. Хотите, чтобы о вашей продукции и Web-сайтах узнали потенциальные потребители? Значит, все это нужно оптимизировать для поиска через Google. Черпаете доход из Web-рекламы? Скорее всего для этого вы пользуетесь Google.

Вездесущность этой компании самым серьезным образом сказывается даже на доступе в Интернет и на Web-узлы. Выиграв аукцион Федеральной комиссии по электросвязи на радиочастоты, она вполне может стать основным поставщиком широкополосного доступа в Сеть. (Стоп! А не предложит ли она еще и эту услугу бесплатно?)

Рассчитывать, что в обозримом будущем влияние Google ослабнет, не стоит. Если что-то и будет происходить, то только его рост за счет ежемесячного выдвижения новых инициатив и представления улучшенных версий. После появления Google Sites, скажем, у многих производителей Web-систем для совместной работы через Интернет наверняка пробежал холодок по спине.

Когда же в конце концов Интернет выберется из-под влияния Google? Сейчас на этот вопрос не ответит никто. Но если всё будет продолжаться по-прежнему, глагол “гуглить” вскоре приобретет совершенно иной смысл. Под этим словом будут понимать не только поиск, но и любую другую работу в веб... Простите, оговорился: в гугль-веб.

Intel

Откройте корпус своего настольного компьютера, загляните внутрь ноутбука или снимите крышку с любого сервера, — и вы скорее всего увидите эмблему Intel. Этот гигант микросхем из Кремниевой долины, основанный в 1968 г. Бобом Нойсом и Гордоном Муром, сегодня конструирует и производит процессоры и — во все больших количествах — графические и сетевые адаптеры, без которых немыслима работа компьютера.

На долю Intel приходится до 75% рынка вездесущих процессоров х86. А если учесть очень тесные отношения корпорации с производителями серверов и персональных компьютеров, ее громкое имя и, главное, высокую стоимость проникновения на рынок микропроцессоров для потенциальных конкурентов, то нельзя не признать: положение этой гориллы-тяжеловеса от технологии устойчиво до ужаса.

Притягательность Intel для ИТ-менеджеров объясняется главным образом обилием продукции, в том числе и для массового производства персональных компьютеров и аппаратных серверов. Корпорация намного больше любого своего соперника, а это значит, что новички наподобие подававшей когда-то большие надежды Transmeta способны лишь привлечь внимание, но едва ли смогут наладить выпуск микросхем в таких масштабах, чтобы составить серьезную конкуренцию Intel.

Более того, как недавно стало ясно из онлайнового обсуждения Microsoft Windows Vista Capable, корпорация оказывает невероятное давление на своих партнеров. Было отмечено, что даже Microsoft изменила минимальные аппаратные требования для Vista, чтобы под эту ОС сертифицировать системы на базе набора микросхем Intel 915, хотя они по самой своей природе не способны обеспечить аппаратное ускорение, необходимое для интерфейса Vista.

Единственным серьезным конкурентом Intel остается Advanced Micro Devices (AMD). Ее энтузиасты сумели отхватить солидную долю рынка микропроцессоров за счет того, что переиграли Intel своей стратегией в области 64-разрядных микросхем. В отличие от конкурента эта фирма попросту расширила набор команд х86, тогда как Intel решила создать совершенно новые инструкции для 64-разрядной архитектуры, результатом чего стал с прохладцей принятый процессор Itanium. Но ролями лидера и преследователя компании поменялись ненадолго. Чтобы всё вернуть на свои места — а заодно и продемонстрировать силу, — Intel оперативно представила собственную реализацию 64-разрядных расширений AMD для архитектуры х86 в виде Intel EM64T (Extended Memory 64 Technology). У AMD просто не хватает ресурсов, чтобы перехватить инициативу у Intel, тем не менее присутствие такого серьезного соперника стимулирует развитие инновационных технологий вроде аппаратной виртуализации и многоядерных процессоров. Не говоря уже о том, что в таких условиях Intel не рискует задирать цены на свою продукцию.

В будущем самый серьезный вызов ожидает Intel в мире мобильных вычислительных устройств. А произойдет это, когда малыши вроде Apple iPhone и Nokia N800 Internet Tablet достаточно повзрослеют для того, чтобы составить достойную конкуренцию традиционным “толстым” ноутбукам. Пока же здесь правят бал процессоры с архитектурой Advanced RISC Machine фирмы ARM. В 2006 г. Intel решила создать собственную линию продукции на базе сходной архитектуры и недавно анонсировала первые результаты этой программы — совместимые с х86 микросхемы Atom для мобильных устройств. По расчетам корпорации, поддержка х86 в мобильных устройствах должна сыграть такую же роль, что и на рынке 64-разрядных процессоров. Ну что ж, если корпорация ошибется в ставке, тоже ничего страшного. В конце концов, этот гигант уже продемонстрировал свою способность быстро менять курс.

Джейсон Брукс

Microsoft

Согласно данным Web-сайта Net Applications, по состоянию на январь нынешнего года Windows занимала 91% рынка операционных систем. В целом же доля Microsoft в секторе офисных вычислительных средств составляет около 90%. Другими словами, эту корпорацию можно назвать царицей настольных систем. Рецепт же ее успеха состоит из равных долей блестящей бизнес-стратегии и безжалостного выкручивания рук.

Главный козырь Microsoft — настольная платформа, на которой Windows-приложения получают колоссальное архитектурное преимущество перед другими подобными программами. Кроме того, корпорация предлагает проверенный в работе инструментарий, позволяющий создавать новые приложения, что называется, с нуля.

Показательный пример: в 90-х годах Microsoft вступила в схватку с Sun Microsystems за свою реализацию языка программирования Java. Эта ее разработка делала процесс создания Java-приложений на базе Windows-компонентов простым и приятным, благодаря чему успешно блокировала инициативу Sun под названием Write Once, Run Anywhere, которая также обещала привнести Java в мир Windows.

Как производитель платформы, на которой запускаются практически все приложения для настольных систем, корпорация получает неоценимое преимущество — совершенно недоступный для сторонних производителей путь распространения своих приложений. Windows Media Player, скажем, автоматически включается в каждую копию Windows, тогда как фирме RealNetworks приходится прилагать немало усилий для продвижения своего проигрывателя RealPlayer.

Microsoft имеет в мире настольных систем такой большой вес, что любой разработчик приложений в первую очередь оттачивает их под Windows и лишь после этого начинает думать о других операционных системах. Новые аппаратные стандарты не имеют никакой надежды на успех, пока не получат поддержки в Windows, а производителям компьютеров волей-неволей приходится предустанавливать на своей продукции эту ОС, которая стала фактическим стандартом. И так будет продолжаться до тех пор, пока Windows-приложения будут считаться неотъемлемой частью типового компьютера. В подобных условиях ОЕМ-производители, работающие, как правило, с минимальной маржей, просто не смогут отказаться от операционной системы Microsoft в пользу какой-либо иной.

На сегодняшний день в активе корпорации имеется более 5000 патентов, и ее руководство очень любит махать патентной шашкой перед своими конкурентами. И особенно — из сообщества открытых кодов. Впрочем, предлагаемые энтузиастами бесплатные пакеты офисных приложений, такие как StarOffice, OpenOffice.org или Zoho, пока еще не в состоянии сместить Microsoft с пьедестала. А вот Web-приложения ни на какую операционную систему не ориентируются и поэтому открыты для использования на самых разнообразных устройствах. Становясь все более зрелыми и популярными, они в конце концов должны достичь уровня, на котором комбинация нескольких альтернативных платформ сумеет все же ослабить зависимость настольных систем от Microsoft.

Тиффани Малишефски