В январе американская корпорация Symantec объявила о выходе на российский рынок продукта “Norton AntiVirus 2008. Первый Шаг” (рекомендованная цена 370 руб.), упакованного в пластиковый DVD-бокс и предназначенного только для домашних пользователей. При этом было заявлено, что его функциональность такая же, как и у коробочного решения Symantec, предлагаемого по цене, в несколько раз большей.

Потенциальные покупатели обрадовались, а продавцы и реселлеры заволновались за судьбу находящихся на складах или полках торговых залов коробочных продуктов Norton, да и за судьбу систем защиты других производителей.

Однако оказались напрасны как страхи “цепочки продаж”, так и предвкушения “почти халявы” конечных пользователей. Когда DVD-бокс поступил в продажу, то достаточно быстро выяснилось, что в нём нет части ядра, ответственной за борьбу с программами-шпионами (последние, как отмечают эксперты Symantec, “имеют довольно широкую сферу распространения"). Интересно отметить, что это стало неожиданностью не только для покупателей, но и для московского офиса Symantec, который, узнав об инциденте и протестировав продукт собственными силами, спешно изменил один абзац в соответствующем пресс-релизе, висящем на своём сайте.

Вот теперь всё встало на свои места: есть DVD-антивирус, предлагаемый — в целях популяризации торговой марки и завоевания “места на полках” — по очень низкой цене. И есть комплексный продукт, защищающий от более широкого круга напастей, но и имеющий более высокую цену. Напомним, что аналогичное разделение продуктов по функциональности имеется у “Лаборатории Касперского”, Agnitumи других поставщиков персональных средств информационной безопасности.

В московском офисе Symantec нам сообщили, что январский пресс-релиз готовился в европейской штаб-квартире корпорации и первоначально был составлен на английском языке. Его слово в слово перевели на русский и “транслировали” как партнёрам, так и в средства массовой информации. Когда ошибка эмпирическим путём вскрылась, то уточняющий пресс-релиз не рассылался, поэтому на сайтах многих поставщиков устаревшая информация о функциональных свойствах продукта “Norton AntiVirus 2008. Первый Шаг” не обновлялась достаточно долго. В итоге пользователи стали обвинять в дезинформации не только прессу, но и партнёров американской корпорации.

В московском офисе Symantec нам также сообщили, что реальные продажи продукта “Norton AntiVirus 2008. Первый Шаг” в России начались в начале марта. При этом лишь за одну неделю продаж было реализовано порядка 15 тыс. единиц товара.

Седьмого апреля автор этой заметки в целях “тестирования” осведомлённости продавцов о различиях между функциональностью различных категорий программных продуктов Norton зашел в один из магазинов сети “Белый Ветер” (эта сеть характерна тем, что на полках работающих под данной маркой салонов всегда имеется огромный выбор различного софта для сектора SoHo). Однако попытка “тестирования” не удалась: в соответствующей секции было полно антивирусов и комплексных систем защиты различных производителей, но продукции Symantec там не было вообще. В ответ на вопрос “Почему?” продавец недоумённо пожал плечами и занялся реальным покупателем — пожилым человеком, просившим порекомендовать ему, какой софт лучше поставить на компьютер, приобретённый внуку ко дню рождения в качестве подарка.