Слияние вызывает множество вопросов, но главных — три

Слияние Microsoft и Yahoo — это было бы даже хуже беспорядка, вызванного поглощением AOL компании Time Warner.

Проблем возникает много, но три из них явно выделяются.

Microsoft уничтожит все лучшее, что есть в Yahoo. В большинстве лучших технологий Yahoo, включая ее в высшей степени эффективные центры обработки данных, используется ПО с открытым исходным кодом, свободное ПО или иное программное обеспечение, не имеющее отношения к Microsoft. Microsoft не в силах изменить свою природу. Она перекроит Yahoo по своему образу и подобию, отказавшись от всех тех преимуществ, которые дают наиболее ценные активы.

Продукты, сервисы и клиентские базы обеих корпораций в значительной мере совпадают. На протяжении многих лет я утверждал, что одержимость Microsoft конкуренцией с Google является ошибкой. Гораздо важнее для Microsoft конкуренция с Yahoo, поскольку интересы этих двух корпораций сталкиваются значительно чаще.

Худшие поглощения происходят как раз тогда, когда у двух компаний слишком много общего. Именно это имеет место в случае с Microsoft и Yahoo. (Вспомните о размещении рекламы, рассылке уведомлений, торговле автомашинами, календарном планировании, доменных именах, управлении финансами, электронной почте, службе мгновенных сообщений, локализованных сервисах, картографии, музыке, браузерах и сервисах для мобильных устройств, списках кинофильмов... Я мог бы продолжать и продолжать).

Фактически степень общности этих корпораций такова, что это напоминает мне о поглощении Compaq компанией Hewlett-Packard. Единственным реальным результатом стало тогда устранение конкурента. Думаю, сделка Microsoft — Yahoo носит такой же характер.

Интеграция двух корпораций отвлечет силы и ресурсы Microsoft от решения более важных задач. В период 1998—2001 гг. Microsoft несколько сбилась с пути. Главным образом из-за внутренней дезорганизации, возникшей в результате судебного процесса по поводу нарушения ею антитрестовского законодательства США. Этот случай показал, что Microsoft плохо справляется с ситуациями, когда ей приходится распылять свои усилия.

Сейчас Microsoft решает проблемы лучше, чем в прошлые годы, даже если учесть трудности, связанные с Windows Vista. Процесс интеграции Yahoo нарушит нормальное течение бизнеса и замедлит — или даже прервет — работу неплохо отлаженной машины.

Объявление о поглощении, сделанное без поддержки со стороны совета директоров Yahoo, слишком похоже на жест отчаяния. Microsoft печально известна своим подходом к решению вопроса «создавать или покупать?». Корпорация покупает только в тех случаях, когда вообще не может или не способна достаточно быстро разработать что-то по-настоящему стоящее.

Если Microsoft предпочитает купить Yahoo, какие из этого можно сделать выводы относительно ее новой стратегии по созданию платформы для сервисов или состояния ее инфраструктуры для размещения рекламы и механизма поиска? Предложение о приобретении Yahoo — это молчаливое признание руководством Microsoft его неуверенности в том, что корпорация способна создать все необходимые продукты в нужные сроки.

Акционеры Yahoo будут глупцами, если не примут предложение Microsoft о покупке по цене выше рыночной; члены совета директоров Yahoo будут глупцами, если одобрят его. Microsoft совершила глупость, выступив с таким предложением, а ее руководители окажутся глупцами, если покупка состоится.