Следствием высоких темпов роста российского рынка информационных технологий стало формирование своеобразного клуба крупнейших его игроков с годовым оборотом более миллиарда долларов. Недавно о преодолении этого рубежа сообщила компания “ТехноСерв А/С”, а теперь к нему вплотную приблизился и другой ведущий отечественный системный интегратор — КРОК, который отчитался о своей деятельности за 2007-й. Годовой доход компании за этот период увеличился на 53% и достиг 803 млн. долл. В 2006 г. темпы были поскромнее -- 40%, и возможно, именно поэтому заместитель директора КРОКа по маркетингу Вероника Тараба заявила, что такой результат оказался для руководства неожиданным.

Реализовано около 650 крупных проектов, каковыми в КРОКе считают контракты от 150 тыс. долл. При этом выполнялись и проекты, уникальные по своему масштабу и стоимости (около 20 млн. долл.), число которых в прошедшем году исчислялось единицами, и рядовые заказы объемом в 20--30 тыс. долл. Штат КРОКа вырос не столь значительно (на 30%). Как и в 2006-м, в прошлом году примерно половина выручки пришлась на регионы, прежде всего на Центральный, Уральский, Приволжский, Сибирский и Южный федеральные округа. Отраслевая структура доходов также не претерпела существенных изменений: 37% приходится на финансовый сектор, 20% — на госструктуры, по 10% — на промышленные предприятия, нефтегазовую и телекоммуникационную отрасли и 5% — на розничную торговлю.

По мнению генерального директора компании КРОК Бориса Бобровникова, ИТ-рынок сегодня растет за счет более сложных и интеллектуальных услуг, а перспективы его игроков оказываются все меньше связанными с тем или иным продуктовым портфелем. Среди наиболее активных направлений он назвал решения по интеграции бизнес-приложений, оптимизации нагрузки в сетях, централизованному управлению ИТ-инфраструктурой, а также услуги по информационной и сетевой безопасности и подготовке систем управления ИТ-сервисами на соответствие стандарту ISO 20000. КРОК сегодня с полным основанием может считаться многовендорным системным интегратором. Компания является партнером всех ведущих производителей серверов, систем хранения, сетевого и телекоммуникационного оборудования. Особенно быстро растет спрос на решения по интеграции корпоративной информации и приложений, системы управления бизнес-процессами и корпоративными порталами, средства контроля и мониторинга вычислительных и сетевых ресурсов, решения по виртуализации вычислительных сред. Следует отметить, что КРОК стал партнером обоих лидеров рынка ERP — компаний SAP и Oracle и приступил к выполнению первых проектов такого рода. Заключён ряд долгосрочных контрактов по сервисному обслуживанию отдельных элементов ИТ-инфраструктуры (в частности, пула банкоматов нескольких банков по всей территории России). Тем не менее, как заявил директор КРОКа по ИТ Александр Буйдов, у них нет никаких планов по развитию аутсорсингового направления. Дело, вероятно, в том, что в условиях кадрового дефицита даже простое сохранение нынешних очень высоких темпов роста проектного бизнеса — задача неимоверно сложная, тут уж не до аутсорсинга.

Среди крупных проектов, выполненных КРОКом в 2007 г., следует отметить построение резервного вычислительного центра Альфа-банка, интеграцию информационных систем УРСА-банка, создание системы IP-телефонии для “Росгосстраха”, ввод в эксплуатацию корпоративной интеграционно-транспортной системы для “СО ЕЭС”, внедрение системы сбора и передачи телемеханической информации на Невинномысской ГРЭС, развертывание call-центра в “TELE2 России”, установку высокопроизводительного вычислительного кластера для геологического моделирования месторождений во ВНИИнефти и Paradigm Geophysical, оборудование офиса “М.Видео” комплексом инженерных и информационных систем, оптимизацию процессов бюджетирования и финансового планирования в компании “Элекскор” и создание инфраструктуры интеллектуального здания в диспетчерском центре Московской энергосистемы ЕЭС России.