В апреле в московском выставочном центре “Крокус-Экспо” прошли ежегодные выставки “ЭкспоЭлектроника” и “ЭлектронТехЭкспо” (их организатором выступила ITE Group в партнерстве с “Примэкспо”), собравшие, как и год назад, порядка пятисот экспонентов из России, а также Австрии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Гонконга, Китая, Нидерландов, США, Тайваня, Чехии, Украины, Финляндии и ряда других стран. Стенды большинства юго-восточных участников располагались компактно секторами — не по тематическому, а по национальному принципу (по странам). Особенно выделялись своей интеграцией многочисленные китайские фирмы. В целом же можно констатировать, что спустя два года, прошедших с тех пор, как наше правительство проявило интерес к этой стратегической для государства отрасли, в ней ощущается некоторое оживление.

Игроки отечественного рынка

По-прежнему основной костяк обеих выставок составляли зарубежные вендоры электронных компонентов (ЭК), электронной продукции (ИБП, КИП и др.), а также российские и зарубежные дистрибьюторы ЭК и оборудования для производства электронных изделий. Появились новые зарубежные производители, желающие строить бизнес в России. В частности, впервые двадцатью тремя компаниями была представлена Тайваньская ассоциация производителей электроники; серьезный шаг к освоению нашего рынка сделала и Великобритания. Однако, как полагает, например, глава восточно-европейского отделения Analog Devices Вальтер Райгер, на растущем российском рынке ЭК новым вендорам придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Тем не менее расширение круга игроков подтолкнет лидеров к поиску новых решений и тем самым даст импульс к дальнейшему развитию отрасли.

Поставщики. Лидеры российской дистрибуции ЭК демонстрировали на выставке продукцию ведущих производителей электроники — как зарубежной (“Аргуссофт”, “Компэл”, “МикроЭМ”, “Промэлектроника”, “РосЭлектронКомплект”, ЭЛТЕХ и др.), так и отечественной (например, “Золотой шар”, “Платан”, “Радиант”, “Тенрон”, в портфеле которых также присутствовали и импортные компоненты). Очень большое значение многие поставщики ЭК придают каналам продаж в регионах: наряду с центральными офисами в Москве и Санкт-Петербурге они теперь имеют свои представительства в крупных городах (Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Перми и др.), осуществляют продажи через региональные дилерские каналы, а компании, поставляющие сложные продукты (скажем, “Симметрон”), располагают на местах сервисными центрами, оказывающими инженерную поддержку в их использовании.

Форум изобиловал предложениями масштабных поставок разнообразных ЭК в нашу страну как с Запада, так и из Юго-Восточной Азии, что, очевидно, можно воспринимать как следствие востребованности зарубежных комплектующих на развивающемся отечественном рынке, особенно в сегменте микроэлектроники. Лишь немногие (не более 10%) участники выставки считают, что изделия некоторых российских производителей по ряду позиций выигрывают не только по соотношению цена/качество, но и главным образом за счет соблюдения жестких условий военной приемки. В большинстве же случаев (по данным дистрибьюторов, до 90%) аналогов импортной продукции среди отечественных ЭК подобрать не удается. Особенно остро стоит вопрос в отношении комплектации изделий для ВПК, руководители которого очень болезненно реагируют на чрезмерное проникновение в отрасль зарубежной электроники. Но деваться некуда, и ряд дистрибьюторов, в числе которых “Доломант”, РСП и др., владея соответствующими лицензиями и располагая опытом их оформления (на новые импортные продукты), ориентированы на поставки электронных компонентов предприятиям ВПК и авиационно-космической отрасли. Изделия же для ряда сегментов потребительской электроники не слишком востребованы: как отмечает Вальтер Райгер, в России почти не выпускается такая продукция, как сотовые телефоны, видеокамеры, фотоаппараты.

Из крупнейших на постсоветском пространстве производителей микросхем (“Ангстрем”, “Микрон” и минский “Интеграл”) на “ЭкспоЭлектронике” присутствовала только белорусская компания, демонстрировавшая свои (практически не изменившиеся) возможности в микроэлектронном сегменте low-end. При этом следует отметить, что электронная продукция каждого из упомянутых трех производителей была включена в каталоги ряда дистрибьюторов-участников, выполняющих поставки отечественных ЭК. В большинстве своем российские производители ЭК и разработчики электронного оборудования, не занимающиеся активно маркетингом и в дополнение (к своему основному направлению) дистрибуцией, выглядели весьма скромно: многим из них пришлось довольствоваться небольшим (по площади) местом на одном из трех отечественных объединенных стендов, хотя нашлись и те, что представляли свои разработки на автономных стендах.

По контракту

На обеих выставках четко проявлялась тенденция к расширению предложения услуг контрактного (аутсорсингового) производства, в том числе полного цикла. В этой нише специализируются такие отечественные предприятия, как “Горизонт”, “Иркей ”, НИЦЭВТ, “Резонит”, PCB Professional и др., предлагающие контрактное производство печатных плат разной сложности (от одного до сорока слоев печати) в различных сочетаниях (с размещением компонентов и без), а также сложных законченных электронных изделий. Некоторые фирмы-подрядчики предлагали услуги по размещению заказов как на российских, так и на западноевропейских и азиатских предприятиях (соответственно по разным ценам). Причем расценки на, казалось бы, одинаковые работы в связи с высоким уровнем конкуренции и разными условиями различались в два-три раза. Многие изготовители выполняют установку ЭК на печатных платах и в России, и за рубежом. В зависимости от места размещения заказа, срочности изготовления, подготовленности документации и т. п. назывались сроки изготовления таких изделий от одного дня до месяца.

Ряд производителей предлагал услуги выполнения полного цикла или отдельных операций на собственных производственных мощностях, в том числе металлообработку, изготовление корпусных изделий, литье пластмасс, SMD- и штыревой монтаж, сборку, наладку (с тестированием) и упаковку.

Расширение контрактного производства обусловило востребованность широкого спектра необходимых для этого оборудования и технологий (как зарубежных, так и отечественных), которые были довольно широко представлены на “ЭлектронТехЭкспо”. Так, компании “Диполь”, “Петрокоммерц”, “УниверсалПрибор” и др. предлагали комплексное оснащение предприятий электронной промышленности. НПП “Радуга” выступало как разработчик и производитель оборудования для поверхностного монтажа электронных блоков. Фирма “Катарсис” позиционировала себя в качестве дистрибьютора монтажного и установочного оборудования ведущих зарубежных компаний. А “Совтест АТЕ” демонстрировала тестовое оборудование и технологии для электронного производства.

На некоторых стендах размещались объявления о вакансиях: требовались специалисты, переводчики, менеджеры, маркетологи. Это еще раз напомнило о том, что нарастающий кадровый голод, который, по мнению экспертов, в значительной мере связан со слабым маркетингом и грозит в ближайшее время перейти допустимые границы, может явиться дополнительным мощным тормозом поступательного развития отечественной экономики.

Ставка на госзаказ?

Выставочная площадка стала местом, где Роспром представил новую стратегию дальнейшего развития электронпрома на основе утвержденных в последнее время правительством России документов. Как сказал Александр Суворов, начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома, “наша отрасль вступила в новый этап своего развития, ориентиры которого обозначены основными положениями стратегии развития электронной промышленности до 2025 г.”. В частности, положено начало реализации комплексной отраслевой ФЦП, благодаря чему, как ожидается, объемы финансирования отрасли уже в этом году возрастут (по сравнению с прошлым) в полтора раза. Значительные средства (вдвое больше, чем в 2007-м) будут направлены на исследования и разработку по результатам намеченного конкурса НИОКР. В общей же сложности расходы на реализацию мероприятий программы в два этапа (с 2008 по 2015 гг.) составят 187 млрд. руб., из них из средств федерального бюджета — 110 млрд., остальные должны быть привлечены из внебюджетных источников (кредиты банков и т. п.).

Советник руководителя Роспрома Сергей Муравьев пояснил, что бюджетные средства на развитие отрасли будут выделяться главным образом по целевому принципу и в первую очередь будут направлены в отрасли, отвечающие за обороноспособность и безопасность государства. А вот в конкурсе на освоение этих денег путем реализации того или иного проекта смогут участвовать как государственные, так и коммерческие предприятия. При этом частные организации, финансировавшие создание или модернизацию собственного электронного производства (например, “Микрон”, “Ангстрем”), смогут рассчитывать на преференции при распределении госзаказа, если, конечно, он может быть выполнен на соответствующем уровне. Так будет действовать частно-государственное партнерство. На сколько-нибудь значительные вливания со стороны федерального бюджета непосредственно в отрасль (т. е. на поддержку предприятий электронпрома, каковых под эгидой Роспрома насчитывается около семисот) рассчитывать не приходится.

Такая модель взаимодействия бизнеса и государства, по мнению Роспрома, позволит реформировать структуру электронной промышленности, модернизировать и развить электронные производства, организовать сеть межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов и систем на кристалле, развить научно-производственные сегменты радиационно-стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ), твердотельной СВЧ-электроники и микросистемотехники, увеличить объемы продаж ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках и в конечном итоге снизить уровень технологического отставания России.