В 2004-м компания PTC открыла в России представительство и с тех пор проводит политику наращивания бизнеса. На ежегодном Форуме инноваций было объявлено об увеличении партнерской сети, расширении штата московского офиса, открытии демонстрационных центров и развитии образовательной программы.

Бизнес на подъеме

По словам Арсения Тарасова, регионального директора PTC по России, СНГ и странам Балтии, в прошлом году оборот в нашей стране повысился на 44%. Интересно, что при этом число новых заказчиков выросло на 92%. Г-н Тарасов объяснил такое расхождение в цифрах увеличением числа небольших клиентов: “Это хороший признак, указывающий на подъем малого и среднего бизнеса, а значит и всей нашей экономики”. Для привлечения СМБ-компаний PTC предлагает пакеты продуктов по специальным ценам. Как объяснил Арсений Тарасов, подобный подход позволяет воспользоваться тенденцией к легализации ПО, которая появилась в последнее время.

На расширение присутствия в сегменте СМБ направлена еще одна инициатива PTC. Компания собирается вместе с партнерами создать в регионах демонстрационные центры для малого и среднего бизнеса. “Мы провели обследование, чтобы узнать потребности небольших предприятий. Оказывается, они слабо осведомлены об ИТ-продуктах, о том, как их внедрять и эффективно использовать, где взять специалистов”, — объяснил г-н Тарасов задачи этих центров.

Для работы с крупными заказчиками в российском представительстве недавно открылось консалтинговое подразделение. Раньше для сложных проектов приходилось привлекать консультантов из Западной Европы, а теперь такие услуги оказываются своими силами. Правда, возникает вопрос, не будет ли новая структура конкурировать с партнерами PTC, которые также предлагают подобные услуги? По мнению Олега Гаршина, директора по продажам ПО компании Solver, обеим сторонам удастся наладить сотрудничество: “Наверное, они будут привлекать нас для консалтинга на предприятия, которым мы не продаем софт, а мы — приглашать их к участию в своих проектах и использовать как специалистов более высокого уровня для определения направлений развития технологий”.

Вячеслав Климов, директор компании ПТС также считает, что конкуренции не будет: “В новом консалтинговом подразделении работают люди, которые по большей части нацелены не на САПР или PLM, а на бизнес-процессы. Мы этим тоже занимаемся, но с ними жестко конкурировать не будем. В крупные проекты, где требуется серьезная экспертиза, мы привлекаем специалистов из консалтингового подразделения PTC, причем не только российского, но и зарубежного”.

Больше беспокойства у партнеров вызывает расширение сети PTC. В прошлом году к ней добавились два новых игрока (ИМИД и НИЦ АСК) и теперь в канале работает 12 компаний, из них восемь в России, две в Белоруссии, по одной на Украине и в Литве. В фирме Solver настороженно отнеслись к политике экспансии. “К сети присоединились две компании, причем обе из Москвы. Мне кажется, что если привлекать новых участников, то уж из регионов. Расширение на Урал и Сибирь было бы более целесообразно, — считает Олег Гаршин. — Например, на Урале у PTC нет прямых партнеров. И хотя там работают филиалы партнерских компаний, они занимаются не столько продвижением продуктов, сколько поддержкой достаточно редких продаж”. Другие участники канала отнеслись к наращиванию канала более благосклонно. “Мы не боимся конкуренции, потому что, с одной стороны, расширение партнерской сети идет параллельно с ростом рынка, а с другой — накопить опыт нелегко, на это уходят годы работы с промышленными предприятиями”, — сказал Андрей Волков, исполнительный директор Pro/Technologies. А Вячеслав Климов полагает, что увеличение сети пойдет на пользу его компании, потому что новички помогут “расшевелить” рынок, обращаясь к потенциальным заказчикам, которые еще не осознали необходимости современных интегральных решений CAD/CAM/PLM.

В промышленности все острее ощущается дефицит специалистов, знакомых с современными технологиями проектирования. Стараясь внести вклад в решение этой проблемы, PTC реализует образовательную программу, к которой в прошлом году присоединились четыре учебных заведения. Партнеры тоже в ней участвуют. “На базе технических вузов мы открыли несколько центров компетенции, а сейчас во Владимирском техническом университете создаем учебно-производственный центр, в котором будет установлено современное технологическое оборудование, позволяющее студентам получить практический опыт работы в распределенном трудовом коллективе”, — рассказал Андрей Волков.

Россия — инвестиционная зона

В глобальном масштабе бизнес PTC растет медленнее, чем в России. Как рассказал старший вице-президент компании Питер Шмидт, в 2007-м финансовом году оборот увеличился на 11% и достиг 941 млн. долл., чистая прибыль составила 143,6 млн. долл. Он подчеркнул, что по темпу роста объема продаж PTC опережает рынок в целом, и, значит, доля компании становится больше. Г-н Шмидт с удовлетворением отметил развитие спроса в сегменте СМБ (в 2007-м продажи выросли на 25%), но выразил беспокойство по поводу складывающейся экономической ситуации: “Я думаю, что кризис в США затронет все страны, даже в Индии уж чувствуются проблемы”. И хотя в развивающихся регионах наблюдается активный подъем спроса, эти зоны продолжают оставаться инвестиционными для компании и вряд ли позволят PTC компенсировать спад мировой экономики.

По словам Питера Шмидта, российский рынок САПР и PLM пока находится в зачаточном состоянии, но в ближайшие десять лет будет стремительно расти, поэтому места на нем хватит всем разработчикам, и зарубежным, и российским. Тем не менее конкуренция нарастает, и своими главными соперниками PTC считает компании Dassault и Siemens PLM Solutions (бывшую UGS). Что касается числа установленных рабочих мест, то, по оценке г-на Шмидта, PTC занимает в нашей стране четвертое место после Autodesk, АСКОН и Siemens PLM. Он объяснил такое отставание тем, что между 2000-м и 2004-м у PTC не было московского представительства.

Расширение продуктовой линейки

PTC долго делала ставку на собственные продукты, но в 2005-м изменила подход и к настоящему времени приобрела шесть компаний. Вице-президент PTC по продуктам Джеймс Гихан объяснил, что эта стратегия направлена на расширение охвата бизнес-процессов предприятия, и привел в качестве примера покупку фирмы Arbortext, которая позволила предложить ПО для публикации документации.

Однако возникает вопрос об интеграции продуктов, полученных в результате поглощений. Напомним, что PTC продвигает интегрированный пакет Product Development System (PDS), раньше объединявший три основных продукта: Pro/ENGINEER Wildfire для проектирования, Winchill PDMLink для управления инженерными данными и Winchill ProjectLink для коллективной работы. Теперь в PDS включены системы инженерных расчетов MathCAD, публикации документов Arbortext (полученные в результате покупки одноименных компаний) и инструмент Pro/Toolmaker для создания управляющих программ для станков с ЧПУ (бывший Depocam компании NC Graphics), а приложение для планирования производства, полученное в результате поглощения фирмы PolyPlan, было полностью переписано и вошло в качестве модуля MPMLink в последнюю версию системы управления инженерными данными Windchill 9.0. Однако недавно приобретенный инструмент CoCreate ждет другая судьба. “Мы собираемся не только обеспечить возможность совместного использования информации из CoCreate в системе Windchill, но и развивать CoCreate в качестве автономного продукта”, — поделился планами г-н Гихан.

Партнеры PTC положительно отзываются о расширении продуктового ряда. “Большое влияние на рост нашего бизнеса оказывают новые продукты. Например, прошлогоднее приобретение компании LBS, которая занималась интегрированной логистической поддержкой, позволило нам открыть совершенно новое направление деятельности, связанное с послепродажным обслуживанием самолетов. А такой сервис пользуется огромным спросом в нашей стране”, — рассказал Вячеслав Климов.

Правда, новые продукты нужно адаптировать для отечественного рынка. По словам Питера Шмидта, сейчас локализуются Pro/Toolmaker, MathCAD и Arbortext. Эту работу выполняют партнеры под контролем PTC.

Новые тенденции

Рассматривая причины подъема российского рынка, Питер Шмидт отметил рост числа заказов на мелкосерийное производство изделий, которые поступают от иностранных или наших клиентов: “В машиностроении появился ряд компаний, купивших современные мощные станки с ЧПУ для изготовления продукции под заказ. За счет использования средств 3D-моделирования и сквозного проектирования с передачей модели прямо на станок им удается выполнять такие работы быстро и качественно. Спрос настолько велик, что станки загружены на 100%”. По его мнению, такое развитие событий связано с ростом нашего машиностроения. Ведь не все предприятия могут делать детали с высокой точностью, так как для этого требуется дорогое оборудование. Им проще заказать их на стороне. Для выполнения таких работ PTC предлагает продукт Pro/Toolmaker, который поддерживает высокоскоростную пятикоординатную обработку деталей.

Кроме того, востребованы услуги на разработку изделий. “Мы сейчас получаем много заказов на проектирование от клиентов из Америки и Западной Европы, — рассказал Андрей Волков. — Такие работы появились в прошлом году, и уже сейчас их вклад составляет примерно 15% от нашего оборота”.