Крупные международные и отечественные компании первыми получают дополнительные преимущества от воплощения в жизнь стратегии корпоративной мобильности как в цепочке поставок, так и в обслуживании потребителей. При этом отмечается рост эффективности, производительности, скорости обработки данных и прозрачности бизнес-процессов, что, соответственно, помогает снизить себестоимость конечного продукта и значительно повысить скорость его поставки. О российской специфике этого рынка, о потребностях отечественных компаний и о ситуации с местными партнерами научному редактору PC Week/RE Максиму Букину рассказали представители компании Motorola -- Марко Лaнди, вице-президент направления Enterprise Mobility Business, и Александр Пахоменко, директор по продажам в странах СНГ и Турции направления Enterprise Mobility Business.

PC Week: С того момента, как Motorola приобрела компанию Symbol за 3,9 млрд. долл., прошло немало времени. Какого синергетического эффекта от сделки удалось достичь?

Марко Лaнди: Слияние наших компаний было вызвано необходимостью объединить решения, которые прежде разрабатывались по отдельности. Motorola задолго до приобретения Symbol создавала глобальные информационные системы для крупных корпораций по всему миру, и добавление продуктовой линейки решений от Symbol позволило ей расширить ассортимент этих инсталляций. Основная цель подобного слияния — это возможность обслужить любые потребности корпоративных заказчиков в области информационных систем.

До слияния Symbol могла предложить корпоративным заказчикам решения для автоматизации производства, складских операций и т. д., которые были нацелены на тот сегмент рынка, представителей которого называют “голубыми воротничками” — в подавляющем большинстве это технические работники. Фактически компания создавала решения для жестких условий работы, для производственных нужд. Но сейчас всё изменилось — мы предлагаем различные решения для менеджеров и исполнителей, у нас есть широкая линейка мобильных компьютеров, которые поддерживают разнообразное ПО, а также линейка беспроводных решений.

PC Week: Как мы знаем, Motorola в 2009 г. будет разделена на две части [PC Week/RE, №13/2008], причем та часть бизнеса, которая выпускает сканеры штрихкодов и терминалы сбора данных будет объединена с производством телеприставок, беспроводных устройств, средств радио- и видеосвязи и т. д., а также отделена от производства мобильных телефонов. Как это повлияет на бизнес подразделения Enterprise Mobility Business?

М. Л.: От этого разделения наши интеграционные связи не пострадают. Все подразделения Enterprise Mobility Business остаются в одной компании — это команды, занимающиеся работой с государственным сектором, корпоративными заказчиками, а также решениями для автоматизации цифрового дома и беспроводных сетей операторского класса. Фактически весь вертикальный рынок у нас остается без изменений. Что касается мобильных телефонов, то связь с этим подразделением у нас с самого начала опосредована: разработка и производство терминалов сбора данных, которые могут считывать штрихкоды и RFID-метки, никогда не передавались в бизнес-подразделение мобильных устройств. Надо сказать, что это оборудование изначально позиционировалось как часть крупных интеграционных решений, само по себе оно представляет весьма ограниченную ценность. То есть для корпоративных заказчиков, которым мы поставляем наши продукты, все останется без изменений.

PC Week: Как вы оцениваете свои позиции на рынке терминалов сбора данных в мире? Каковы объемы вашего бизнеса в России?

М. Л.: Исследования рынка терминалов сбора данных проводятся регулярно; так на конец 2007 г., по различным оценкам, мы контролировали 37% рынка индустриальных мобильных терминалов в мире и 35% рынка в EMEA. Согласно последнему отчету VDC «Mobile Device Offering Report» в области мобильных терминалов сбора данных мы зарабатываем около 1,1 млрд. долл. в год. Остальные конкуренты — много меньше. К примеру, у Psion эта цифра составляет примерно 350 млн. долл., а у HandHeld Products — около 120 млн. долл. в год.

Такой разрыв доходов объясняется тем, что после объединения Symbol и Motorola мы создали унифицированную техническую платформу, на основе которой можем развивать узкоспециализированные решения практически для любого рынка. Это как шасси для автомобиля — на его основе можно сделать корпус, рулевое управление и разработать хороший дизайн салона. Насколько я помню, такой подход еще никто не предлагал — остальные компании имеют один-два хороших продукта, но они не поддаются изменениям, поэтому продажи приходится выстраивать, опираясь лишь на возможности самих этих продуктов. Мы же учитываем те решения, которые уже есть у наших заказчиков.

PC Week: На каких заказчиков вы ориентируетесь в мире и в России? Проявляется ли в этом региональная специфика?

Александр Пахоменко: На первом месте как в мире, так и в России, -- компании оптовой и розничной торговли. В России, в первую очередь, это “Ашан”, Metro, "Седьмой континент, "Лента", "Тандер" и "Виктория". Им интересно ускорение доставки товаров от различных поставщиков, быстрая обработка продукции в фасовочных цехах, а также развитие систем самообслуживания покупателей — единая маркировка товаров, информационные терминалы в зале, мобильные кассы и т. д. Все эти проекты нацелены на уменьшение очередей и в конечном итоге -- повышение лояльности покупателей, ведь удержать существующего клиента в разы дешевле, чем привлечь нового.

На втором месте — транспортные и логистические компании. В России это "Национальная логистическая компания" (НЛК), Relogix, а также аэропорт Домодедово (компания “Ист Лайн”) и др., в мире — DHL, TNT, Royal Mail и Hermes Logistics Group. Отмечу, что эти компании очень интересуются решениями с использованием технологии RFID.

Одним из перспективных направлений является внедрение мобильных технологий в сфере ресторанного бизнеса. Недавно с компанией «Росинтер Ресторантс Холдинг», лидером на рынке семейных ресторанов России и СНГ, был заключен договор поставки защищенных мобильных компьютеров для приема заказов и обслуживания клиентов.

Вместе с тем большую активность проявляют компании, которые занимаются полным циклом производства и продажи товара, например Coca Cola и Pepsi. Их приоритеты — это более эффективное, тщательное и быстрое обслуживание уже отстроенной ими логистической цепочки, а также автоматизация мобильной торговли. Большой популярностью здесь пользуются решения, связанные с терминалами сбора данных, сетями беспроводного доступа, управлением инфраструктурой в режиме реального времени (включая разработку, наполнение и анализ информации из АСУ).

Третья категория компаний — это промышленное производство. Чего хотят, к примеру, “Автоваз”, Магнитогорский металлургический комбинат, “Северсталь-Авто”? Наилучшей эффективности при создании конечного продукта, для чего им приходится координировать работу десятков поставщиков. Этого можно достичь за счет централизованной системы отслеживания как отдельных комплектующих, так и целых рабочих узлов, сопутствующей продукции, управления своей логистикой. Здесь и грамотная маркировка товаров, и автоматизация складов, и управление потоком транспортных средств. Вы знаете, что у всех перечисленных предприятий тысячи железнодорожных вагонов в собственности? Соответственно необходимо составлять графики подачи порожняка под вывоз продукции, отслеживать их местонахождение и загрузку. Кстати, очень интересные проекты в этой связи есть у нас с РЖД. Пока только в пилотной стадии, но потенциал здесь очень высок — к примеру, сбор информации о ситуации на транспортных узлах и станциях с помощью RFID: сканеры можно ставить на стрелках и снабжать ими обходчиков, а диспетчер четко будет видеть, сколько у него вагонов, что за груз в них находится (с указанием категории товаров), какова очередность отправления.

И наконец, четвертая категория — государственные компании и учреждения. Здесь тоже огромный потенциал для роста. Я имею в виду, скажем, развитие систем управления документооборотом для “единых окон”, которые открываются по всей стране, или применение мобильных технологий в милиции с использованием баз данных по угнанному транспорту, разыскиваемым лицам и т. д. Опять же -- комплекс проектов Public Safety, где к беспроводным сетям, работающим исключительно в интересах специальных служб, можно добавить множество специализированных сервисов. Или работа с ЖКХ по телеметрии коммунальных датчиков либо системам видеонаблюдения в жилых зданиях.

Государственные органы власти в РФ привыкли к большим, масштабным национальным проектам. В рамках реализации этих проектов подразделение Enterprise Mobility Business пока предлагает специализированные решения локальных задач, но твердо знаем, что будем участвовать и в решении задач общенационального масштаба.

М. Л.: В целом Россия мало чем отличается от других стран Западной Европы и США по своей специфике — на любом рынке первыми, кто осваивает решения по автоматизации, являются торговые предприятия. Но Россия интересна прежде всего тем, что она большая, — это потенциально огромный и привлекательный рынок. С точки же зрения скорости принятия рынком новых технологий — всё похоже. Вопрос только в масштабах бизнеса.

PC Week: Каким образом вы строите работу с местными партнерами?

А. П.: Нашими основными бизнес-партнерами являются компании, традиционно специализирующиеся в технологиях автоматической идентификации. В их числе “Пилот”, “ДатаКрат”, “Кристалл Сервис”, ИДП (SystemGroup), а также R-ID и “Шарк”. Нашим эксклюзивным на данный момент дистрибьютором в регионе СНГ является RRC, которая поставляет оборудование для партнеров, не имеющих прямого контракта с нами. К таким компаниям относятся как небольшие региональные фирмы, так и крупные ИТ-компании, в обороте которых продукция Motorola занимает лишь небольшую часть.

PC Week: Спасибо за беседу.