В череде разнообразных конференций Micrоsoft, в большинстве своём ориентированных на клиентскую аудиторию, партнерские мероприятия носят конкретно-деловой характер. Здесь корпорация старается донести до весьма разноплановой партнерской сети основные векторы развития собственного бизнеса и в этом контексте показать слушателям открывающиеся перед ними возможности. Что касается общей направленности взаимоотношений Microsoft с партнерами в последние два-три года в глобальном масштабе, то можно вполне определенно сказать, что корпорация нацелена на поиск новых форм сотрудничества с независимыми ИТ-компаниями в рамках перехода к сервисным моделям работы с заказчиками. В то же время в её взаимодействии с российскими партнерами стратегия “софт-плюс-сервис” (SpS) пока была представлена не очень сильно. Однако судя по тематике очередного партнерского форума Microsoft, прошедшего в Москве в конце апреля, по-видимому, как раз сейчас настал момент активизировать эту деятельность и в нашей стране.

Возможности использования сервисных моделей бизнеса были рассмотрены в докладе одного из “евангелистов” московского отделения Microsoft Владимира Габриеля. В своём выступлении он отметил, что изменения в подходах к работе с клиентами вызваны не субъективным желанием тех или иных вендоров найти более эффективные способы конкуренции, а объективными потребностями рынка, которые в свою очередь опираются на новые технологические возможности ИТ-отрасли. Речь тут прежде всего идет об общей тенденции перехода от локальных моделей (в бизнесе, в технических решениях) к распределенным на базе новых коммуникационных возможностей Интернета. Говоря о сервисных моделях, нужно учитывать, что здесь имеется в виду широкий спектр разных деловых и технический подходов — SaaS, SpS, Web 2.0, разнообразные онлайновые сервисы и т. д.

Со своей стороны Microsoft уже сейчас предоставляет в распоряжение партнеров большой набор сервисов, которые можно разделить на несколько классов в зависимости от уровня их применимости в решениях для конечных пользователей:

  • строительные блоки — платформенные решения, функционал которых партнеры могут использовать через наборы API и базовых сервисов (например, Windows Live Platform, Silverlight Streaming, BizTalk Services, Virtual Earth);
  • объединенные сервисы — комплексные настраиваемые решения, которые партнеры могут предлагать корпоративным заказчикам в режиме хостинга (Managed Services, Xbox Live, Forefont, Security for Exchange Server, Exchange Hostes Services, Windows Live OneCare);
  • оконечные сервисы — готовые услуги для конечных пользователей (Windows Live, Office Live, Microsoft Dynamics Live CRM).

Комментируя темпы освоения российскими ИТ-компаниями возможностей сервисной модели работы с заказчиками, директор по партнерской стратегии Microsoft в России Мария Гаврилова отметила, что казалось бы не слишком быстрое движение в эту сторону вполне объяснимо, так как оно опять же определяется реальными потребностями рынка. В то же время уже есть вполне удачные примеры эффективного использования сервисных подходов в ИТ-бизнесе, причём, что отрадно отметить, многие из них реализованы в регионах.

Вместе с тем, особо подчеркнула г-жа Гаврилова, и заказчикам, и корпорации Microsoft очень важно, чтобы партнерское сообщество могло предлагать на рынке широкий спектр услуг всех моделей — и традиционных (от простейшей перепродажи программных продуктов), и самых современных. И вендору одинаково ценны партнеры всех категорий независимо от профиля их деятельности и размеров бизнеса.

На прошедшем форуме, как обычно, были представлены планы продвижения на российский рынок новых продуктов Microsoft. Основной акцент сейчас будет делаться на обновленные серверную, клиентскую и коммуникационные платформы корпорации. На конференции были также анонсированы новые средства и ресурсы на русском языке, доступные партнерам в разных городах России. В частности, уже в мае запускается новый партнерский портал, в котором будет реализован центр управления участием в партнерской программе. Начнет работу региональный сервисный центр, куда можно позвонить по бесплатному номеру и получить консультацию на русском языке по использованию различных инструментов партнерской программы. В ближайшее время появится книга Reseller’s guide, которая поможет реселлерам в организации продажи продуктов Microsoft, особенно в их лицензировании. Российские компании смогут также присоединиться к инициативе Channel Builder, предлагающей специализированные программы и ресурсы для обмена опытом между партнерами по всему миру. Кроме того, в ближайшее время будет анонсирован ряд новых спонсируемых программ по обучению партнеров.