Судя по всему, история с отчуждением IDE-бизнеса, начавшаяся более двух лет назад в компании Borland, завершается. Напомню, что в феврале 2006 г. корпорация Borland объявила (см. PC Week/RE, № 5/2006) о намерении полностью сосредоточиться на средствах управления жизненным циклом приложений (Application Lifecycle Management, ALM) и в связи с этим отказаться от направления интегрированных средств разработки (Integrated Development Environment, IDE). Новостная статья тогда была озаглавлена “Borland прощается с направлением IDE”, но в реальности расставание оказалось не столь простым и близится к завершению только сейчас.

Поначалу та новость показалась просто шокирующей: ведь Borland — один из старейших и самых популярных поставщиков средств разработки. Но хладнокровная оценка происходящего показала, что никакой сенсации в этом шаге компании нет: в ходе технологической глобализации ИТ-рынка сегмент инструментального ПО как поле коммерческой деятельности поставщиков исчезал буквально на глазах, превращаясь в придаток программных платформ (см. PC Week/RE, № 13/2008). И то, что компании Borland как специализированному вендору будет очень сложно продолжать свой бизнес в этой сфере, балансируя между Java и .NET, особенно после выхода на рынок платформенных мегавендоров и сообществ Open Source, было ясно еще четыре-пять лет назад, после приобретения корпорацией IBM фирмы Rational и начала активного развития проекта Eclipse (см. PC Week/RE, № 7/2004).

В желании Borland продать свой IDE-бизнес удивительным был сам публичный характер сделанного объявления (обычно подобные сделки готовятся в условиях конспирации), и аналитики тогда гадали — действительно ли компания хочет расстаться с ним или просто таким способом привлекает внимание потенциальных инвесторов для усиления работы в этом направлении. Так или иначе, но тогда метания Borland завершились тем, что спустя семь месяцев корпорация сохранила у себя направление Borland Developer Tools Group, выделив его в коммерчески самостоятельное подразделение CodeGear, которое стало заниматься развитием и продвижением продуктов, связанных с IDE, — Developer Studio (Delphi, C++Builder, C#Builder, JBuilder), семейство продуктов Turbo и СУБД Interbase. Но, как понятно теперь, решение было все же временным: 7 мая стало известно о том, что CodeGear будет продано фирме EmbarcaderoTechnologies за 23 млн. долл., и эта сделка должна завершиться до конца текущего квартала.

В обзорах рынка средств разработки мы всегда отмечали, что аналитики, признавая его важность и престижность с точки зрения поддержки и продвижения платформ, всегда избегали стоимостных оценок его размеров и соответствующих долей игроков. Причина тому ясна: инструменты по своему позиционированию в общей системе ПО потеряли свою коммерческую значимость*. Но сделка Embarcadero +CodeGear все же позволяет сделать денежную оценку “остаточной стоимости” независимого IDE-бизнеса, тем более что новая компания по единодушному мнению аналитиков будет самым крупным самостоятельным игроком в этой сфере.

Итак, по имеющимся официальным и экспертным сведениям, речь идет об объединении примерно равновеликих игроков с численностью персонала 200--250 человек в каждом и годовым объемом продаж в 55--60 млн. долл. (т. е. в сумме 110--120 млн.). Для сравнения: объемы продаж у ведущих специализированных компаний в других софтверных сегментах давно перевалили за миллиард. Однако еще интереснее посмотреть на рыночную стоимость данного бизнеса. Тут можно сказать только одно: 23 млн. долл. — это просто ничто на фоне современных сделок на мировом ИТ-рынке. Например, в 2006-м Red Hat заплатила более 400 млн. долл. фактически за стартап-бизнес JBoss объемом в 20--30 млн. долл. в год. За ведущих же игроков отдельных сегментов сегодня платят миллиарды долларов. Но тут важнее даже не абсолютные показатели, а соотношение “рыночная стоимость/годовой оборот”, которое для перспективных направлений составляет 5--10, а в случае Embarcadero +CodeGear — около 0,5.

Суждения экспертов по поводу объявленной сейчас сделки довольно однозначны: со стороны Borland это напоминает не продажу, а избавление от тяжелого бремени. В кулуарах по этому поводу говорится, что в 2006 г. можно было бы продать CodeGear за 100--120 млн. долл., но момент был упущен, и с тех пор дела у компании только ухудшались. По итогам 2007-го общая сумма дохода Borland составила 269 млн. долл., что на 13% меньше, чем за 2006-й. Но что еще печальнее — уже несколько лет подряд Borland работает в убыток (в 2007 г. — 60 млн. долл. убытков). Опубликованные финансовые итоги I квартала текущего года показывают, что спад поставок и размер убытков увеличиваются.

Как известно из опыта прежних лет, трудности с бизнесом очень часто сопровождаются нарушениями в финансовой отчетности. Вполне вероятно, что и у CodeGeare появились подобные проблемы: в официальном пресс-релизе о сделке говорится, что “…Borland оставит себе дебиторские задолженности CodeGear, которые составляют приблизительно 7 млн. долл.”.

Но как бы то ни было, Borland — это имя в многомиллионном мировом сообществе разработчиков ПО, и ее инструменты по-прежнему очень популярны. В том числе и в России, которая, по некоторым данным, занимает второе место в Европе по продажам средств CodeGear после Германии. Чего же можно ожидать от объединения Embarcadero с CodeGear?

Embarcadero была основана в 1993 г. и до сих пор специализировалась на средствах работы с базами данных, ее главные продукты — ER/Studio, DBArtisan, Rapid SQL и Change Manager. Штаб-квартира компании находится в Сан-Франциско (США), имеются региональные представительства в Австралии, Великобритании и Германии. В России она работала только через партнеров. Судя по сведениям из местных источников, с высокой степенью вероятности можно сказать, что Embarcadero будет формировать свой офис в Москве на основе структуры CodeGear, в которой сегодня работают три сотрудника.

Как будут развиваться события на самом деле, мы увидим в будущем, но хотелось бы, чтобы удача сопутствовала новой объединенной компании: многие российские программисты заинтересованы в поддержке и развитии популярных в нашей стране инструментов, как и в появлении здесь новых средств разработки ПО.

*Этот момент является принципиально важным, так как подобные тенденции, хотя и не в таком выраженном виде, мы будем наблюдать и в других сегментах специализированного ПО (ERP, ECM, BI и пр.), поглощаемых мегавендорами.