Наверное, фирма, которая изобрела жёсткий диск, лучше всех знает, как его спасти, если случилось худшее.

Все мы хоть раз это испытали (а кто нет, у того всё впереди): процесс начальной загрузки прекращается, на мониторе появляется “синий экран смерти” — и ваш компьютер молча уходит в небытие, унося с собой все ваши данные.

Речь идет о жизненном цикле типичного жёсткого диска, который может продлиться от пары недель (увы!) и до 12 лет, что зависит от многих факторов.

Лично у меня стоит 16-гигабайтный винчестер в моем десктопе Vectra производства Hewlett-Packard, выпущенный в 2000 году.

Этот компьютер всё так же прекрасно работает, хотя и безнадёжно устарел. Он делает то, что мне от него нужно, и я не собираюсь на нем ни играть в игры, ни смотреть фильмы.

(Для спокойствия я подключил службу Carbonite, которая архивирует всё, что я на нем делаю. Пятьдесят долларов в год, неограниченная емкость резервного копирования файлов, работает в фоновом режиме, никоим образом не мешая мне, — неплохая сделка, не правда ли? Эта служба подобна EMC Mozy, которую сейчас очень рекомендуют.)

Итак, наш сегодняшний рассказ о спасении жёсткого диска: как можно “войти” в мёртвый винчестер и извлечь из него файлы и другие данные, а потом перенести всё это на другой накопитель.

Еще у меня были два старых жёстких диска возрастом от 6 до 10 лет, содержавших ценные для меня файлы (в основном музыку и фотографии); они лежали на полке, покрываясь пылью. Будто нарочно, мне позвонили из Seagate Technology, чтобы сообщить о новом сервисе Recovery Services.

Сервис Seagate Recovery Services предлагается в 1400 магазинах сети Staples и 33 торговых залах Fry's Electronics по всей Северной Америке, включая Гавайи (данные на ноябрь 2007 г.). Он конкурирует с Geek Squad, который предлагается через сеть Best Buy.

Staples продает услуги Seagate, используя собственный персонал обслуживания EasyTech, но саму работу выполняют специалисты Seagate.

Любой клиент может подойти к стойке EasyTech и выложить какую угодно модель или марку цифрового устройства хранения: жёсткий диск из ноутбука, ПК или плейера iPod, внешний накопитель, диски из RAID-массива, флэшку, оптический привод, цифровую видеокамеру, картридж с лентой, а также оптический диск, включая CD и DVD.

В каждом магазине персонал Staples предложит бесплатно оценить состояние носителя, определить стоимость восстановления и после согласия клиента попытаться восстановить данные.

“Это похоже на отношения Geek Squad с Best Buy, — рассказал Джей Ремли, президент Seagate Recovery Services. — Тут нет больших инвестиций со стороны Staples, разве что в обучение. Seagate берет на себя все услуги по восстановлению”.

Цена услуг варьируется, но восстановление данных с типичного жёсткого диска будет стоить примерно от 200 до 2000 долл., пояснил Ремли. И вы получите новенький, подключаемый через USB жёсткий диск со всеми вашими старыми данными.

Потеря данных может быть вызвана механическим повреждением устройства, загрязнением, возгоранием или попаданием воды, ошибкой пользователя и другими факторами. В большинстве случаев данные можно восстановить, если этим займется обученный специалист; он использует специальные программные средства и, конечно, ремонтирует само устройство.

Новый сервис включает гарантию: если специалисты Seagate не смогут восстановить данные, то заказчик не платит ничего.

“Мы хорошо представляем, что можем сделать, — сказал Ремли. — По тнашим подсчётам, мы спасаем данные примерно в 98% случаев”.

Данные, восстановленные с испорченного устройства хранения, возвращаются заказчику на внешнем USB-накопителе с двухлетней ограниченной гарантией.

“К примеру, если заказчик приносит 80-Гб жёсткий диск, то мы вернем данные на 80-Гбайт внешнем жёстком диске того же качества с простым USB-соединителем, — сказал Ремли. — Так что всё, что остается сделать заказчику, это подключить соединитель, и вся информация будет перенесена на новый накопитель или устройство”.

Я решил тут же проверить обещания Ремли и спросил, можно ли восстановить данные с двух моих сгоревших винчестеров. На одном из них остались старенькие треки Тедди Уилсона и Лайонелла Хэмптона и некоторые редкие записи Beatles, и я хотел вернуть их в свою музыкальную коллекцию любой ценой.

“Конечно, посмотрим, что мы можем сделать”, — ответил Ремли.

Недели две спустя, когда выдался перерыв в работе, я привез оба винчестера в приемный пункт Seagate Services.

На меня произвело впечатление, как поставлен весь процесс. В штате мастерской полдесятка специалистов, занятых только восстановлением с разных устройств (“Вот этот сгорел по полной, но мы сумели извлечь большую часть данных”, — сказал один из мастеров, показав мне иссиня-черный винчестер.)

Мои не почернели, но выглядели весьма плачевно. Мастер осторожно взял мой первый винчестер и внимательно его осмотрел, заметив, что на вид он кажется нормальным.

Но, подключив его к диагностической рабочей станции, он тут же увидел сектора, которые не читались. Непонятные столбцы цифр возникли на экране, но он-то знал, что они значат. Он быстро что-то записал, чуть улыбнулся и заверил меня, что может спасти большую часть содержимого этого диска.

С отточенностью движений часовщика и ясно понимая, что делает, он занимался своей работой, и во мне крепла надежда — хотя никогда не знаешь, что произойдет при попытке оживить сгоревший жёсткий диск.

Спустя примерно четыре дня мне позвонили, сообщив, что я могу забрать свои данные на новёхоньком накопителе.

Вот это да! Я был в восторге.

Специалисты Seagate выгрузили оба моих винчестера на новый FreeAgent Pro с внушительной емкостью 320 Гб. Эта модель стоит вертикально, занимая лишь 13 × 18 см на моем столе. Она подключается через USB к любому из моих компьютеров и имеет собственное ПО резервного копирования. И еще она очень красиво подсвечивается при работе.

Было так приятно вновь услышать Тедди Уилсона, Лайонелла Хэмптона и все раритеты Beatles, да и многое другое вновь вернулось в обращение. Мне остается лишь поблагодарить Seagate и ее персонал, который действительно знает, что делает, — ведь это они придумали и создали все эти устройства.