В середине 2005 г. перед топ-менеджерами ОАО “Уралсвязьинформ” стояла задача по созданию распределенной системы массовой печати (СМП) счетов за оказываемые услуги связи с целью обеспечения своевременных расчетов с клиентами в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи”. При этом компания должна была разработать решение для своих семи региональных филиалов в разных географических зонах, в совокупности обслуживающих миллионы абонентов в многочисленных городах и населенных пунктах Уральского региона. Руководство решением данной задачи было возложено на заместителя генерального директора “Уралсвязьинформ” Михаила Крымского. На тот момент распечатка счетов и других расчетных документов для абонентов фиксированной связи в региональных офисах компании велась с использованием офисного оборудования печати с недостаточно высокой производительностью, без упаковки в конверты и только для юридических лиц, причем операторам иногда приходилось выписывать счета и вручную. В такой ситуации исполнение нового закона, по которому оператору вменялась своевременная выписка и рассылка (в течение пяти дней) счетов всем клиентам, оказалось весьма проблематичной, тем более что по новому закону счета должны получать не только юридические лица — предприятия, но и физические лица.

В начале пути: проблемы выбора

При изучении проблемы, отмечает Михаил Крымский, выяснилось, что в России столь масштабной распределенной системы массовой печати не создавалось. Поэтому были рассмотрены различные варианты решения задачи: от размещения заказов на печать в коммерческих типографиях сторонних организаций до построения полнофункционального комплекса, способного закрыть потребности “Уралсвязьинформ”. В октябре 2005 г. было проведено расширенное техническое совещание с приглашением на него представителей компаний, имеющих опыт в построении подобных систем в РФ: IBM и Xerox. Системным интегратором проекта выступила компания “ТехноСерв А/С”. После совместного обсуждения предстоящих задач и изучения технико-экономических аспектов данной проблемы было принято решение об инвестировании средств в создание собственной полнофункциональной системы массовой печати.

Проблема осложнялась тем, что плотность населения на просторах Уральского региона весьма неравномерна, а счета клиентам должны распечатываться и доставляться в сжатые сроки. С учетом этого обстоятельства было решено создать несколько региональных центров, различающихся по мощности и соответственно по производительности оборудования. Так, в столице региона Екатеринбурге должен был разместиться один высокопроизводительный центр, а в Ямало-Ненецком округе — пять небольших с невысокой производительностью. В результате проработки проекта было принято решение организовать региональные центры массовой печати в 13 городах Уральского региона (Екатеринбург, Курган, Краснокамск, Тюмень, Агаповка, Советский, Нягань, Нижневартовск, Салехард, Новый Уренгой, Ноябрьск, Лабытнанги, Надым).

Данный подход позволял развернуть высокопроизводительную распределенную систему, способную своевременно выполнять собственные заказы, а в дальнейшем и сторонние коммерческие заказы с получением печатной продукции высокого качества.

На следующем этапе нужно было выбрать соответствующее унифицированное оборудование для оснащения центров разных мощностей.

Цикл печати документов предусматривал ряд вспомогательных операций: конвертование (с целью обеспечения конфиденциальности данных абонента) и франкирование (штемпелевание).

В процессе массовой печати возможны сбои оборудования, приводящие к браку: непропечатка, сминание или обрыв бумаги и т. п. Для индивидуального контроля целостности документов при массовой печати было предложено компании “Техносерв А/С” разработать систему распознавания годной и негодной продукции с последующим уничтожением брака. Сложный процесс формирования конечной продукции потребовал создания системы управления и мониторинга.

Каждый центр массовой печати должен иметь соответствующую инфраструктуру, включающую подготовленные помещения, оборудование, обеспечивающее бесперебойное энергопитание, поддержание климатических условий, предусмотренных технологией печати.

Учитывая все аспекты, влияющие на эффективность и оптимальность создаваемого решения, в качестве основы были выбраны лазерные монохромные принтеры IBM Infoprint, которые теперь составляют ядро печатного комплекса.

“Мы поняли, что с разработкой столь сложной и к тому же не имеющей в стране аналогов новой системы, предусматривающей использование оборудования разных производителей и требующей специализированного ПО, собственными силами нам не справиться, — рассказал Михаил Крымский. — Анализ рынка, проведенный нами, позволил остановить выбор на российском системном интеграторе — компании “ТехноСерв А/С ”, который уже имел опыт решения подобных задач для российских предприятий связи, а также государственных заказчиков на территории РФ, правда, без учета нашей специфики и не в таких жестких условиях”.

Запуск проекта и… “камни” на дороге

После трехмесячной предварительной подготовки проект стартовал в январе 2006 г. “Все началось, казалось бы, с тривиальной задачи — подбора подходящих помещений в намеченных региональных центрах, — вспоминает г-н Крымский. — Однако именно этот этап, продолжавшийся почти восемь месяцев (до августа), оказался, пожалуй, наиболее трудоемким: нужно было убрать массу препятствий, количество которых росло как снежный ком”.

По его словам, специалисты “ТехноСерв А/С” подключились к проекту в его начальной стадии и помогали скорректировать выбор оборудования под необходимые мощности каждого центра, давали расчеты по требуемым площадям подбираемых помещений, создавали проекты инфраструктуры (в каждом случае нужно было предусмотреть индивидуальные особенности помещения), заказывали оборудование у вендоров. Много сил потребовали многочисленные согласования с местными инстанциями. В одном центре даже пришлось строить электроподстанцию для центра печати, поскольку не хватало существующих электрических мощностей.

“Перед нами стояла довольно сложная задача, — вспоминает заместитель директора департамента по работе с межрегиональными операторами связи “ТехноСерв А/С” Вадим Тихтуров, — заключающаяся в системной интеграции отдельных узлов и компонентов нового печатно-конвертовального комплекса, входившего в состав каждого центра, с существующей информационно-вычислительной инфраструктурой заказчика, которая потребовала создания уникального в своем роде программного обеспечения, позволяющего логически объединить биллинговую систему заказчика с внедряемым оборудованием различных производителей: принтерами, конвертовальными машинами, системами распознавания, франкирования, уничтожения брака и др.".

В конечном счете “ТехноСерв А/С” предложил комплексное решение по построению центров массовой печати, включающее линии высокоскоростной печати постоянных и переменных данных, надежную систему конвертования, климатическое оборудование поддержания температуры и влажности в помещениях, а также многофункциональное прикладное ПО для обработки заданий, созданное под данный проект. “Нам требовалось решение, которое позволяло бы печатать не только счета за услуги связи, но и любые иные документы, которые могли бы потребоваться нам и нашим потенциальным заказчикам, включая печать рекламы, направленной на целевую аудиторию. Это означало разработку и внедрение специализированного программного обеспечения, соответствующего нашим задачам и потребностям”, — сказал заместитель директора Межрегионального филиала информационно-сетевых технологий по развитию Игорь Белобородов.

И такое ПО было написано. Оно включило в себя следующие основные программные модули:

  • сервис загрузки массивных XML-данных,
  • сервис оптимизации и сортировки данных,
  • сервис отбора, формирования и управления заданиями,
  • сервис графического преобразования заполненных шаблонов в команды управления,
  • сервис подготовки наборов рекламных блоков,
  • модуль импорта шаблонов,
  • сервис выходного контроля,
  • рабочие места (АРМ) и специализированные структуры хранения данных.

Взаимодействие с вендорами взял на себя интегратор. По словам г-на Тихтурова, все поставляемое для “Уралсвязьинформ” оборудование проходило в “ТехноСерв А/С” (на специально созданных стендах) тестирование совместно с вендорами на работоспособность и соответствие заявленным характеристикам, после чего поступало заказчику.

В августе подготовительный основной этап, включая создание ПО, был завершен.

Инсталляция и тестирование

В сентябре специалисты “ТехноСерв А/С” совместно с сотрудниками “Уралсвязьинформ” приступили к установке оборудования на местах — во всех 13 региональных центрах печати. В каждом был развернут технологический производственный комплекс, состоящий из следующих подсистем: печати; конвертования; франкирования; распознавания; уничтожения бракованной продукции; поддержания климатических условий; управления процессом и его мониторинга. После инсталляции начались наладка, тестирование и опытная эксплуатация оборудования.

Немаловажной задачей, которую взяли на себя специалисты “ТехноСерв А/С”, явилась подготовка квалифицированных разноплановых специалистов заказчика для обслуживания оборудования и технологического процесса.

Что создано

Основу печатного комплекса, размещенного в каждом центре массовой печати, составляют лазерные принтеры IBM Infoprint. Оборудование компаний Kern и Pitney Bowes обеспечивает упаковку продукции в конверты, а система фирмы Frankotyp-Postalia осуществляет франкирование готовых конвертов штемпелем “Почта России”. Весь технологический процесс выполняется в автоматическом режиме. Общая производительность печатного оборудования составляет 15,6 млн. оттисков формата А4 за три дня. Производительность конвертовального и франкировального оборудования — 3,85 млн. конвертов за тот же срок.

По словам Михаила Крымского, качество конечной продукции обеспечивается эффективной системой распознавания готовой и отбракованной продукции на платформе Data Logic, позволяющей автоматически отфильтровывать бракованные счета и конверты и затем отправлять их в шредер. Система уничтожения обрезков бумаги и брака после печати реализована на основе оборудования Hunkeler. Весь процесс производства поддерживается системой централизованного мониторинга и управления процессом печати и конвертования в пределах центра печати.

В каждом центре “ТехноСерв А/С” совместно с “Уралсвязьинформ” осуществили проектирование и построение “под ключ” инженерной инфраструктуры центров массовой печати с использованием современных инженерных технологий на базе прецизионного оборудования Swegon, Emicon, Systemair, HygroMatic, APC.

В зависимости от производительности центра печати число сотрудников, осуществляющих обслуживание техники, составляет от 10 до 40 человек.

Итоги и перспективы

В начале 2007 г. система массовой печати документов во всех 13 региональных центрах была запущена в промышленную эксплуатацию. Однако с заявлениями о победе спешить не стали. “Очень непросто дался нам этот масштабный и дорогостоящий проект, очень большие риски и в то же время надежды были связаны с ним, — констатирует Михаил Крымский. — Нужно было уверенно освоить во всех регионах непростой технологический процесс, удостовериться в надежности работы оборудования и ПО, поднять квалификацию обслуживающего персонала до необходимого уровня, убедиться, что все миллионы счетов и других документов будут вовремя в сжатые сроки распечатываться, контролироваться, упаковываться и доставляться получателям. Кроме того, немаловажным для нас является и экономичность всей системы, затраты на ее поддержку. Для того чтобы уверенно заявить, что мы достигли целей, которые поставили перед собой и подрядчиком при реализации проекта, потребовался год. И только сегодня, год спустя мы вправе заявить о том, что цели достигнуты, а проект в целом можно назвать успешным, несмотря на трудности, которые приходилось преодолевать совместно с нашими партнерами. Система вполне доказала свою работоспособность как в части надежности, так и в части производительности”.

На базе построенной системы в “Уралсвязьинформ” сегодня налаживают работу по оказанию клиентам дополнительных коммерческих услуг (например, по включению в рассылаемые документы адресной рекламы), что соответственно позволит увеличить доход компании.