Всем хорошо известно, что кроме всевозможных мошенников, которые действуют в мобильных сетях, есть еще одна беда — карманные воры. Сотовые телефоны воруют весьма активно, и практически каждый абонент мобильной связи может вспомнить хотя бы несколько такого рода эпизодов, произошедших с ним самим, с его родственниками или друзьями. Только в 2007 г. в одной Москве, по данным ГУВД, регистрировалось по 400--500 краж сотовых телефонов в день. Причем подобные преступления характеризуются высокой латентностью: не больше трети владельцев мобильников заявляют об их краже в милицию. А возвращается к своим хозяевам не более 20% похищенных аппаратов.

Всевозможные радиорынки и палатки по реализации бывших в употреблении сотовых терминалов особо и не скрывают, что являются основной перевалочной базой для телефонов с сомнительным прошлым. Между тем бороться с этим явлением “в лоб”, с использованием действующего законодательства сложно. Даже если от потерпевшего есть заявление о краже телефона или его утере в результате разбойного нападения , особо рьяно расследовать этот инцидент милиция будет только в том случае, если при этом было совершено тяжкое или особо тяжкое преступление и аппарат может помочь в поимке бандитов. В любой другой ситуации найти телефон могут только случайно.

Основная проблема в распространенности преступлений, связанных с мобильными терминалами, — легкий способ изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного использования после хищения. Ни один оператор сотовой связи в настоящий момент не ведет по собственной инициативе базу похищенных терминалов (их можно опознать по специальному 15-значному коду International Mobile Equipment Identity (IMEI), который присваивается каждой трубке еще на заводе), вендоры не поставляют целевым порядком государственным органам власти эти номера на официально ввезенные на территорию РФ терминалы сотовой и спутниковой связи, а правоохранительные органы (в данном случае милиция) зачастую не могут добиться от оператора информации, необходимой для розыска того или иного терминала, иначе как с санкции суда. Правда, такие данные без судебного решения может получать ФСБ РФ с помощью системы СОРМ, но у этой организации другие приоритеты в правоохранительной системе России.

Между тем Госсовет Республики Татарстан, имеющий право законодательной инициативы, предложил Государственной думе способ борьбы с кражей сотовых телефонов. Законопроект “О внесении изменения в ст. 15 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»” предполагает закрепить за правоохранительными структурами на территории всей России право требовать от операторов связи информацию об установленных производителем идентификационных номерах средств связи и абонентов, а также прерывать предоставление услуг связи при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологический безопасности страны либо в случае хищения средств связи. Для работоспособности такой системы будет достаточно, чтобы гражданин, у которого похитили мобильный телефон, написал аргументированное заявление в правоохранительные органы. На этом основании возбуждается уголовное дело, а в общую базу данных, к которой будут подключены все без исключения операторы мобильной связи, отправляется “стоп-приказ” на обслуживание мобильного терминала с определенным IMEI-номером. Поскольку этот номер передается в базовую сеть оператора сотовой связи каждый раз, когда абонент хочет сделать звонок, можно установить и номер пользователя, владеющего этим телефоном. Учитывая, что все контракты на услуги мобильной связи в России заключаются только на основании паспортных данных или документов, удостоверяющих личность абонента, найти этого пользователя и уточнить, где и при каких обстоятельствах он приобрел украденный ранее терминал, будет достаточно просто.

Отметим, что в стандартную поставку оборудования для инсталляции сотовой сети любого размера входит специальный реестр идентификации оборудования (Equipment Identity Register, EIR) — база данных, содержащая список пригодного для данной сети мобильного оборудования, где каждая мобильная станция идентифицируется посредством IMEI. Данные IMEI-номера содержатся в трех списках -- так называемых “белом”, “сером” и “черном”, определяющих текущий статус мобильного устройства. Белый список свидетельствует о том, что аппарат проверен и с ним все хорошо, в сером значатся телефоны, которые находятся под наблюдением, скажем, в связи с подозрением в неисправности. В черный список входят устройства, которым запрещен доступ в сеть, например ворованные или потерянные. Проверка IMEI осуществляется для того, чтобы удостовериться, что мобильное оборудование не относится к черному списку.

Таким образом, оператор связи на существующих аппаратно-программных комплексах уже сейчас может, получая информацию от правоохранительных органов, маркировать IMEI как некорректный. В результате эти аппараты не получат доступа в сеть и все вызовы, как исходящие, так и входящие, будут невозможны. Определенных усилий и денежных средств потребует создание централизованной системы учета потерянных и украденных терминалов — чтобы можно было заблокировать не только украденную SIM-карту, но и IMEI-номер того телефона, в котором она была в тот момент. Технически это не сложно: оператором просто учитываются “логи” последних звонков. При обращении в службу сервиса оператора клиент все равно будет получать дубликат SIM-карты — тогда же и заполнит специальное заявление о внесении телефона в стоп-лист. В подтверждение прав на обладание телефоном можно попросить его хозяина предъявить гарантийный талон или копию постановления из ОВД о возбуждении уголовного дела в связи с кражей.

Отметим, что создание такой глобальной базы похищенных IMEI-номеров будет иметь смысл только в том случае, если будет возможно по запросу (скажем, через интернет-сайт) узнать, есть ли данная трубка в этой базе или нет. Причем для запросов нужно создать единый веб-портал, отправить сообщение с которого смогут частные лица, —это даст им возможность оперативно получить точную информацию сразу в месте покупки аппарата.

Особенно это актуально для тех, кто приобретает трубки через интернет-аукционы.

Судя по сообщениям информационных агентств, указанная поправка будет рассмотрена Госдумой еще до летних каникул, то есть в течение четырех недель. Далее ей предстоит длительный путь из трех чтений, утверждения в Совете федерации и подписания президентом. После этого — подготовительный период длиной в полгода, за который все упомянутые в документе организации должны привести в соответствие свои ИТ-системы и отладить процедуры обмена информацией. Следовательно, самый оптимистичный срок для начала работы этой поправки —II квартал 2009 г. А пока — берегите свои мобильные терминалы.