Сведения об использовании информационных технологий в страховой отрасли России крайне скупы и разрозненны. Нет достоверных данных о популярности отдельных специализированных бизнес-приложений, о наиболее преуспевших консультантах и поставщиках решений, о размерах ИТ-бюджетов и т. д. Определенную пищу для размышлений о причинах такого положения и тенденциях автоматизации страхования дала конференция Script’n’Sure Summit-2008, проведенная компанией “Русский полис — Информационная группа”.

По данным организаторов, в нашей стране работает более 800 страховых компаний, большая часть из них ведет свой бизнес в узких нишах или в отдельных регионах. Вполне вероятно, что страховщику, имеющему одного крупного корпоративного клиента, информационная система не очень-то и нужна, а потому его расходы на ИТ сводятся к покупке и технической поддержке универсальных офисных и деловых приложений, компьютеров, принтеров, сканеров и другого несложного оборудования. Как рассказал руководитель аналитического центра REAL-IT Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС) Василий Буров, в 2007 г. совокупные затраты на информационные технологии в страховании составили 220 млн. долл. (к примеру, в банках эта цифра — 2,63 млрд. долл.). Это означает, что в среднем каждая компания тратит на ИТ около 275 тыс. долл. в год.

Еще один важный показатель — доля годового дохода (страховой премии), идущая на ИТ. В российских компаниях она составляет 0,8%, а у их коллег из США, согласно данным Forrester Research, — 2,9% (в среднем в Северной Америке — 4,7%, в Западной Европе — 4,0%, в развивающихся странах — 2,0%). У наших “соседей” по неформальной группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) ситуация тоже разительно отличается от российской. По словам старшего вице-президента аналитической компании Celent Нейла Каткова, в Китае указанный показатель в 2005 г. составлял 3,5%, а в Индии — 5—6%. В какой-то степени подобное положение объясняется неразвитостью самой отечественной страховой отрасли: если в мире в целом объем собираемой страховой премии составляет 7,5% валового продукта (в Индии — 3,5%), то в нашей стране он не дотягивает до 2% ВВП.

Но, думается, главной причиной является все-таки отсутствие конкуренции в борьбе за массового клиента. Это подтверждают и результаты опроса представителей 72 страховых компаний, проведенного экспертами “Русского полиса”. Отвечая на вопрос о внешних факторах, стимулирующих автоматизацию, большая часть называла общий рост числа страхователей (64%) и спроса на ОСАГО (56%), однако при этом мало кто упоминал возможное вступление нашей страны в ВТО (4%). Вполне вероятно, что с приходом мощных конкурентов и появлением по настоящему массовых страховых продуктов, российская страховая отрасль будет вынуждена консолидироваться, а вместе с этим изменятся и подходы к применению ИТ.

Два важных обстоятельства отметил Василий Буров. С одной стороны, страховая индустрия России непропорционально мала по отношению к объёму российской экономики, а посему эту отрасль ожидает значительный рост. С другой — уровень автоматизации бизнес-процессов в отечественных страховых компаниях один из самых низких среди различных отраслей. И тот, и другой фактор, казалось бы, открывают для ИТ-компаний широкие перспективы.

Однако, судя по опросу “Русского полиса”, далеко не все потенциальные клиенты удовлетворены теми решениями, которые предлагаются им сегодня: 92% респондентов указали, что эти решения соответствуют их потребностям лишь частично. Очень велика доля компаний, применяющих для автоматизации основных бизнес-процессов ПО собственной разработки (43%). Около 63% используют тиражируемые продукты отечественных поставщиков и 4% — западных (сумма превышает 100%, поскольку в некоторых организациях эксплуатируется несколько бизнес-приложений разных вендоров). “Представленные на рынке готовые решения для страхового бизнеса отражают понимание этого бизнеса командами, которые эти решения предлагают, что чаще всего не соответствует взглядам потенциальных заказчиков”, — убежден руководитель ИТ-департамента страховой группы “УралСиб” Павел Кувшинов.

Судя по приведенной выше статистике, это замечание справедливо и по отношению к крупным западным вендорам. В чем же причина? Как считает директор направления страхового бизнеса фирмы Informacinеs Technologijos Мантас Бута, дело в специфике разных видов страхования, которая не учитывается в нужной мере разработчиками. Так, по его мнению, сегодня на рынке просто нет унифицированного коммерческого решения, поддерживающего процессы страхования жизни и “не-жизни”. Бизнес-модели этих видов деятельности существенно различаются. Продукты, связанные со страхованием жизни содержат множество опций, они должны адаптировать предложение под каждого клиента и поддерживать на этапе подготовки контракта несколько активных предложений. Применяемая прикладная система должна уметь быстро подготавливать альтернативные контракты, прогнозировать отдаленные последствия того или иного решения клиента, выявлять “критичных” клиентов, которые могут быть сегодня недовольны условиями договора, заключенного несколько лет назад, и предлагать им альтернативы с учетом предыстории платежей и т. д.

Видимо, именно такими соображениями руководствуются страховщики, применяющие заказные или даже собственные разработки. Один из них — компания “Ингосстрах”, имеющая семь зарубежных дочерних компаний и представительства в шести странах, филиалы и офисы в 214 городах России. В 2007 г. ею было собрано более 1,5 млрд. долл. страховой премии. Как рассказал начальник отдела развития технологий “Ингосстраха” Максим Серпухов, в их компании есть четкая ИТ-стратегия, которая вырабатывалась, как это ни покажется удивительным, независимо от бизнес-стратегии. Объясняя причины подобного подхода, г-н Серпухов указал, что долгосрочные цели бизнес-подразделений и ИТ-департамента далеко не всегда должны быть увязаны напрямую. Основные положения применяемой здесь ИТ-стратегии сводятся к централизации ресурсов, обеспечению оперативной актуальности данных и стандартизации ИТ-сервисов. А в отношении ПО действует простое правило: уникальное — создавать и развивать собственными силами, тиражируемое — покупать.

В компании есть команда программистов, создавшая несколько лет назад страховую систему “Ингосстрах”, и продолжающая ее совершенствовать. И хотя работа эта ведется промышленными методами в рамках стандартного цикла “обследование — анализ — проектирование — разработка — тестирование — внедрение — сопровождение”, выпускать свой продукт на открытый рынок в “Ингосстрахе” не собираются. Компания следует по выбранному ею пути, хорошо осознавая все его недостатки: высокую стоимость страховой системы и риски, связанные с увольнением ключевых программистов. Более того, часть функций, первоначально отданных “в ведение” тиражируемых продуктов (CRM, хранилище данных), теперь также реализуется с помощью решений, созданных силами собственных ИТ-специалистов.

Еще одна проблема является следствием того, что страховая отрасль не может обойтись без целого ряда ИС общего пользования. Иногда это системы органов государственной власти, в других случаях они создаются отраслевыми общественными организациями. Одна из них — Российский союз автостраховщиков (РСА) — курирует разработку собственной АИС, в состав которой должны войти единая система классификаторов и справочников, модуль учета бланков строгой отчетности (БСО), подсистема определения коэффициента “бонус-малус”, ПО информационного обеспечения компенсационных выплат, средства обеспечения информационной безопасности и ряд других. АИС РСА должна стыковаться как со страховыми приложениями отдельных компаний, так и с другими ИС общего пользования (российского бюро “Зеленая карта”, ГИБДД и т. д.). С 1 июля все страховые компании должны будут в обязательном порядке передавать сведения об используемых ими бланках строгой отчетности в АИС РСА по электронным каналам. Модуль учета БСО уже создан, и некоторые страховые компании успели провести тестовые сеансы передачи данных. Несмотря на то что разработчик этого модуля был выбран на открытом тендере, назвать его начальник ИТ-управления РСА Алексей Ткаченко неожиданно отказался, чтобы, как он объяснил, “не придавать своему выступлению рекламный характер”.

По мнению экспертов REAL-IT, в России страховщики по структуре затрат на ИТ ничем не отличаются от остальных отраслей. Совершенно иная ситуация, к примеру, в США, где согласно отчету Forrester Research “Industry Essential: The US Insurance Market”, процент выручки, расходуемой на ИТ, доля инвестиционных ИТ-расходов и затрат на внешние ИТ-услуги в страховом бизнесе выше, чем в других отраслях. Думается, рано или поздно подобные тенденции придут и в отечественное страхование. Вопрос лишь в том, что послужит толчком для такой метаморфозы.