Новый прогноз, выпущенный аналитической компанией ABI Research, указывает на то, что рынок RFID-решений (Radio frequency identification — радиочастотная идентификация) достигнет 9,7 млрд. долл. к 2013 г. Для этого он должен расти ежегодно не менее чем на 15%, начиная с 2008 г.

В целом, отмечают аналитики ABI Research, основными драйверами роста для RFID будут вертикальные рынки. Скажем, транспорт. В качестве примера можно привести Oyster — действующую в Лондоне систему оплаты проезда и хранения информации о проездных документах в метро с использованием карт RFID. Аналогичная схема работает и в московском метрополитене, который с начала нынешнего года полностью перешел на бесконтактные карты, отказавшись от проездных билетов с магнитной полосой.

Второе перспективное направление — здравоохранение. Наиболее интересное применение в этой связи — внедрение RFID-чипов в живую человеческую ткань (допустим, в руку). В таком устройстве обычно содержится медицинская история больного, его группа крови, список перенесенных заболеваний и история ранних обращений к врачам. Главное, чтобы в медицинских учреждениях были соответствующие сканеры для чтения информации, доставленной таким передовым способом. Кроме того, компания ClearCount Medical Solutions предлагает имплантировать людям RFID-чипы в специальных хирургических губках, которые предотвратят западание кристалла в труднодоступные полости организма.

Ну и, конечно, торговля. Наиболее популярной RFID-технология должна стать у розничных продавцов, где она может применятся для повышения пропускной способности торговых точек самообслуживания, особенно в крупных универсальных магазинах. К примеру, американские компании MediaCart, Microsoft и Wakefern Food Corporation начали пилотный проект внедрения покупками в супермаркетах автоматизированной системы управления сети ShopRite. Попадая в большой магазин, покупатели зачастую не знают, где находится нужный товар, не имеют понятия о скидках, рекламных акциях и бонусах. Хаотично перемещаясь по торговому залу и толпясь у касс, они значительно сокращают проходимость торговой точки. Для решения этой проблемы и повышения лояльности клиентов в супермаркетах ShopRite будут использовать компьютеризированные тележки MediaCart и установят рекламно-информационную систему, основанную на технологии Microsoft Atlas. Участники тестовой программы смогут пользоваться тележками, оборудованными беспроводными терминалами на базе ОС Windows CE, дисплеями, сканерами штрихкодов и оборудованием для считывания RFID-меток.

Компании начинают понимать, что помимо логистики для RFID существуют и другие очень перспективные области: например, управление активами и контроль доступа. Для таких решений подойдет карманный компьютер Trijay Technologies International Corporation, предназначенный для проверки личности по различным параметрам. Устройство под индексом ST4EXLE работает под управлением ОС Windows CE и может применяться для допуска персонала в помещения или на участки с ограниченным доступом.

К слову, есть польза от RFID и для социальных служб — правда, пока только в США. К примеру, специально для бездомных Нью-Йорка дизайнер Каролина Пино разработала проект создания передвижных домов. Эти убежища сделаны из картона, легко собираются и разбираются и не наносят вреда окружающей среде. По идее дизайнера, дома будут оснащены специальными RFID-чипами, на которых будет содержаться следующая информация: имя, возраст и место рождения владельца, номер его карты социального страхования. Также это электронное устройство позволит специальным организациям отслеживать местонахождение обладателя мобильного дома.

Наиболее популярной областью для RFID-инвестиций было и на ближайшее время останется управление цепочками поставок. Правда, в отношении RFID аналитики рекомендуют тактику “осторожного оптимизма” и напоминают, что пользу приносит не сама технология, а конкретные бизнес-приложения, в которые она встроена. Так или иначе, осведомленность потенциальных заказчиков о технологии RFID постепенно повышается, а ИТ-персонал все чаще демонстрирует заинтересованность во внедрении реального решения.

В целом рынок приходит к пониманию того, что максимальный эффект от применения RFID-технологии обеспечивается конкретизацией решаемых задач в рамках проекта внедрения. Например, большой интерес вызывает возможность автоматизации системы расчета за пользование парковкой, системы управления автопарком предприятия, а также комфортных проходных (в которых отсутствует турникет, но фиксируются все необходимые данные).