В настоящий момент, судя по аналитическому отчету компании In-Stat, во всем мире происходят структурные изменения на рынке персональных компьютеров. Причем ведущими факторами оказываются не частота процессора или объем оперативной памяти, как это могло бы быть, а форм-фактор компьютерных устройств. По мнению аналитиков, именно в 2008 году так называемые UMD (ultra-mobile device), к которым относятся ультрамобильные ПК (UMPC) и мобильные интернет-устройства (MID — к примеру, Apple iPhone и Nokia N800), а также коммуникаторы и субноутбуки, составят отдельную экосистему портативных и мощных компьютерных устройств. Все это приведет к тому, что за год объем продаж этих устройств вырастет на 72,6%.
В целом, к 2012 году, по мнению ABI Research, во всем мире будет продано около 95 млн. таких устройств. При этом рост рынка ноутбуков, согласно прогнозу, составит в текущем году 15,4% (основная роль здесь будет отведена рынкам развивающихся стран), а настольных систем — практически остановится. Оживление ожидается здесь лишь в 2010 году, когда прогнозируется тотальная смена закупленных ранее рабочих станций корпоративными пользователями.
Основные проблемы, которые видят аналитики, состоят в мощности аккумуляторов (их должно хватать хотя бы на 2-3 дня активной работы, сейчас — не больше чем на день), а также развитых коммуникационных средствах таких устройств. Наиболее перспективными считаются Wi-Fi, который уже стал по умолчанию офисным стандартом для подключения к сети Интернет, а также набирающий популярность мобильный WiMAX. А вот сети 3G — на почетном третьем месте, протоколы HSPA и EV-DO, скорее всего, будут интегрированы в такие устройства не “по умолчанию”, а в зависимости от пожеланий тех или иных операторов мобильной связи, которые будут оказывать большое влияние на распространение этой техники через свои розничные сети. Главное, чтобы у пользователей была возможность обеспечить взаимодействие с глобальной сетью в любое время и в любом месте. Именно это является основным назначением подобных компьютеров.
Между тем, российские корпоративные пользователи пока проявляют слабый интерес к ультрамобильным ПК и интернет-планшетам. Хотя на рынке представлены разнообразные модели, они не столь широко распространены в качестве базы для мобильного офиса и используются в основном на нишевых рынках (сбор телеметрической информации, медицинские системы, логистические компании и т. д.) и чаще всего в пылевлагозащищенном исполнении с весьма ограниченным функционалом. Ноутбук, аналогичный UMPC по габаритам, оказывается более производительным, а сенсорный интерфейс ещё не востребован у массового потребителя.