Siemens PLM продемонстрировала в Москве новые решения

В конце мая компания Siemens PLM Software продемонстрировала свои новые решения на состоявшемся в Москве 5-м ежегодном форуме Siemens PLM Connection '2008. Принципиальным отличием этого мероприятия от проводившихся ранее компанией UGS (приобретенной в прошлом году германским концерном Siemens и поменявшей название на Siemens PLM Software) было то, что на него в качестве участников, представивших свои решения, были приглашены партнеры, среди которых оказались HP и Microsoft, и заказчики — как потенциальные, так и накопившие опыт работы с программным инструментарием UGS.

Наиболее интересной среди новинок была САПР NX6, в которой реализованы такие инновации, как синхронная технология моделирования и технология свободного проектирования Design Freedom, позволяющая, по утверждению разработчиков, использовать разнородные САПР и привносящая в модели интеллектуальные функции. Эти технологии, как утверждают в Siemens PLM Software, в сочетании со множеством нововведений в NX6 дают в руки современных конструкторов-разработчиков, инженеров и дизайнеров принципиально новый инструментарий, сочетающий в себе возможности как прямого моделирования, так и традиционного параметрического с использованием древовидной структуры, в которой отображается полная история создания объекта (историческое дерево). По словам генерального директора российского представительства Siemens PLM Software Генриха Мелуса, это решение досталось не просто: оно родилось в жесткой конкурентной борьбе на рынке САПР. При этом он подчеркнул, что его выход на рынок является очень значимым, поскольку САПР концептуально не менялись за последние 20 лет, в то время как на программные решения для них сегодня приходится свыше 70% из 15—18 млрд. долл. рынка PLM, а к 2010 г., по оценке CIMData, этот рынок достигнет 27 млрд. долл.

Действительно, презентации показали, что в NX6 конструктор может непосредственно работать с любым элементом, например изменяя его геометрию, форму, положение или размеры, не заботясь о подчас очень сложной структуре всего изделия. Процесс синхронизации изменений с другими деталями автоматизирован. Более того, он осуществляется в реальном времени, т. е. конструктор, внося коррективы в определенный элемент, может видеть, какие изменения происходят с изделием в целом, а историческое дерево при этом превращается в коллекцию элементов, сортируемых по типу. Среди них есть (согласно концепции синхронной технологии) и процедурные конструктивные элементы, которые могут перестраиваться в адаптивном режиме (по определенным правилам при локальных изменениях оболочки модели). К таким процедурным элементам относятся, в частности, отверстия и тонкостенные оболочки. Реализация предложенной концепции в NX6 позволяет пользователю быстро выбрать нужный элемент и таким образом взять управление моделью в свои руки, что очень удобно, например, при выборе оптимального конструктивного решения как для дизайнера, подбирающего эффектный внешний образ готового изделия, так и для конструктора, работающего на уровне эскизного проекта.

Реализация концепции синхронной технологии, по утверждению разработчиков, проводивших тестирование, позволяет сократить время на вычислительные операции до ста крат в зависимости от сложности модели. Так, процесс внесения изменений в модель сложного (состоящего из сотен элементов) изделия, по утверждению разработчиков NX6, займет минуты (а то и секунды) вместо нескольких часов, обычно требуемых для пересчета древовидной структуры сложной модели при традиционном методе проектирования.

Однако наиболее очевидный прорыв в моделировании с использованием синхронной технологии видится все же не в значительном ускорении пересчета параметров и взаимосвязей элементов объекта. Главный интерес представляет, как в этом смогли убедиться участники форума, возможность создания рабочего 3D-объекта на основе “тупой” безразмерной исходной модели изделия, правила построения которой и взаимосвязи между элементами отсутствуют (к примеру, утеряны при импорте из другой САПР или намеренно скрыты конструктором-дизайнером из коммерческих соображений). Автоматическое распознавание, а следом и классификация элементов, составляющих изделие, с поиском и выбором для каждого из них соответствующего шаблона из базы данных является одной из основных функций новой САПР. И действительно, без такого распознавания отдельных объектов ни о какой автоматизации процесса построения реальной технологической (а не фотографической) модели не может идти и речи. Конструктор, получив в работу безразмерную 3D-модель, может начать с какого-нибудь понятного и доступного ему элемента, нанеся на его поверхность нужные размеры. Далее сложная деталь автоматически покрывается сеткой, выделяются путем распознавания доступные элементы, рассчитываются и наносятся на модель недостающие размеры. По-видимому, это как раз тот случай, когда применение синхронной технологии не только наиболее оправданно, но и практически не имеет альтернативы, если не считать моделирования с нуля.

Особенностью презентаций NX6 было то, что весьма многочисленные примеры носили демонстрационный и соответственно упрощенный характер. Пока с помощью синхронной технологии, реализованной в NX6, не создано сложного изделия, над которым обычно трудится целый коллектив инженеров, а иногда и не один. И здесь встает вопрос: насколько конкурентной в сравнении с инженерным интеллектом окажется новая технология, базирующаяся на экспертной системе, которая предполагает отказ от использования древовидной структуры, составленной на языке конструктора и хранящей его инженерные мысли, богатый опыт и знания. Здесь напрашивается сравнение с системами автоматического перевода, которые блестяще решают простейшие и типовые задачи и не способны адекватно отобразить более сложные тексты.

Некоторые участники форума, отмечая целый ряд усовершенствований в NX6, все же выражали довольно сдержанное отношение к представленной новинке. Осторожность в оценке проявляли прежде всего опытные конструкторы, руководители коллективов разработчиков, имеющие за своими плечами серьезные проекты, на которые ушли месяцы, а иногда и годы кропотливого интеллектуального труда.

Например, до сих пор считалось, что несанкционированное воспроизведение сложных изделий без конструкторской документации (исторического дерева модели) практически невозможно. И вот… представленная САПР как будто позволяет даже не столь опытному инженеру запросто использовать труд коллеги, причем не располагая древовидной структурой изделия и даже чертежами — достаточно фото.

Однако не всё так просто. Не исключено, что после выхода на рынок и при освоении новых продуктов конструкторам придется столкнуться не только с их “завораживающими” качествами, но и с рядом проблем, в том числе и с консервативным подходом к подобному новшеству, во многом ломающему традиционные представления как о необходимом уровне квалификации конструктора, так и о самом конструировании, которое до сих пор считалось многотрудным делом, требующим много сил и времени.

Поэтому прогнозы о перспективах внедрения своего флагманского решения даже оптимистично настроенные сотрудники Siemens PLM Software давали осторожно: понадобится время, чтобы рынок по-настоящему прочувствовал и оценил уже не только новую концепцию или технологию, но и их воплощение в реальном продукте.

На форуме было объявлено, что уже идет разработка следующей версии NX7, в которой ожидаются новые усовершенствования