Экраны для проекторов в последнее время продаются почти как горячие пирожки. Согласно оценкам нидерландской компании Projecta, специализирующейся на производстве экранов, среди всех государств Европы, Среднего Востока и Африки (EMEA) Россия по продажам экранов находится на четвертом месте после Германии, Великобритании и Франции. Разница в темпах роста отечественного и зарубежных рынков разительная. Если два года назад наша страна вообще не входила в первую десятку, то через год-другой вполне может обойти всех. Объем рынка EMEA в 2007 г. оценивается в 247 млн. евро, а на 2008-й прогнозируется его увеличение до 282 млн.

По сегментам рынка экранов в масштабе EMEA наилучший рост сегодня демонстрирует частный сектор (т. е. экраны для домашнего кинотеатра), объемы продаж в сфере образования медленно снижаются (из-за экспансии интерактивных досок), поставки в корпоративный сектор и шоу-бизнес находятся на относительно стабильном уровне. У нас в стране все перечисленные направления растут, хотя и с разной скоростью.

Дело в том, что до 2005 г. наши соотечественники всячески экономили на оборудовании, приобретая преимущественно проекторы и игнорируя экраны, чем создали серьезный отложенный спрос. Сегодня этот спрос дает о себе знать: по данным компании “Русский стиль”, на каждые 100 проекторов в России продается 60—65 экранов, в то время как за рубежом соответствующий показатель колеблется около отметки 35.

Экран и качество изображения

Тестирование проекторов, проводимое различными компьютерными изданиями, даёт далеко не полную картину. Просто потому, что измерения таких параметров, как световой поток и контрастность, проводятся без учета вида экрана (при измерениях фотодатчик люксметра освещают прямым лучом проектора). Что касается субъективной оценки качества картинки экспертами, то она, как правило, проводится с каким-либо одним экраном, имеющимся в тестовой лаборатории, и, следовательно, не охватывает всё многообразие того, что предлагается на рынке, и тем более возможных вариантов расположения зрителей и проектора. Строго говоря, результаты тестирования проекционной техники могут служить лишь исходным материалом для расчета параметров визуальной системы, но никак не главным критерием для выбора оборудования.

Качество картинки существенно зависит от свойств помещения (освещенность, расстояние от экрана до зрителей, ширина рядов кресел и т. д.), от угла проекции, вида экрана и параметров проектора. Так, слабость светового потока можно компенсировать применением отражательного экрана, но для этого потребуется расположить зрителей и сам проектор в относительно узком угловом секторе.

При инсталляции проектора можно пользоваться несложной формулой, определяющей требуемую освещенность экрана (измеряется в люксах, лк). Освещенность равна световому потоку (ANSI-лм), умноженному на коэффициент усиления экрана и разделенному на его площадь (м2). Для нормального зрительного восприятия деловой презентации достаточно обеспечить пятикратную разницу между освещенностью экрана и окружающего его фона. В типичном полутемном помещении освещенность фона равна 20 лк, в нормально освещенном — 80 лк. Для комфортного восприятия информации освещенность экрана должна составлять соответственно 100 и 400 лк.

Современные экраны изготавливаются с прицелом на достижение нескольких целей, довольно противоречивых. Первая и самая главная — обеспечить ровную поверхность. Если на полотне возникают складки, качество картинки резко ухудшается, особенно для тех зрителей, которые смотрят сбоку.

Вторая цель — направить световой поток в сторону зрителей так, чтобы засветка экрана была однородной. Наилучшим образом этой цели соответствуют диффузные экраны, поверхность которых равномерно рассеивает падающий свет во все стороны. Они могут быть матово-белыми или светло-серыми, оптимизированными для увеличения контрастности и детализации. Матовые белые экраны имеют коэффициент усиления 1, серые — приблизительно 0,8. При широком секторе обзора белые матовые экраны обеспечивают максимальную яркость, светло-серые — максимальную контрастность.

Если затемнить помещение не представляется возможным, применяют отражательные экраны, структура ткани которых включает мелкие отражающие элементы, ориентированные параллельно поверхности. Такие экраны концентрируют световой поток в направлении пользователей, снижая тем самым влияние паразитной засветки, но для этого важно правильно расположить проектор и зрительские места в аудитории. Коэффициент усиления отражательного экрана может доходить до 2,8, но угловой сектор обзора при этом скорее всего окажется в пределах 50° (по 25° в каждую сторону). От экрана с коэффициентом усиления 1,5—1,8 можно ожидать углового сектора 60—70°.

Отдельного рассказа заслуживают экраны для обратной проекции. Задача их создателей — минимизировать потери, возникающие при прохождении светового потока сквозь материал, и при этом устранить эффект “горячего пятна”. Обратная проекция позволяет работать в освещенных помещениях, не беспокоясь о том, что кто-то заслонит изображение. Однако для расположения проектора позади экрана требуется дополнительное пространство, а сам проектор должен быть сверхкороткофокусным.

В случае, когда потребитель захочет построить кинотеатр по всем канонам, он может расположить позади экрана колонку центрального канала (через нее обычно транслируются голоса персонажей). Сам экран при этом должен обладать звуковой прозрачностью, которая достигается с помощью сетки мелких отверстий, незаметных глазу при взгляде издалека. Сетка отверстий примерно на 20% уменьшает коэффициент отражения.

В последние годы производители окружают белое полотно экрана черной окантовкой, которая увеличивает визуально воспринимаемые яркость и контрастность изображения.

На производстве

Посетив завод компании Projecta, расположенный в г. Верт (Нидерланды), мы могли своими глазами увидеть процесс изготовления экранов и понять, как фирме удается удерживать конкурентные преимущества по отношению к китайским производителям. Для справки отметим, что сама Projecta входит в группу Da-Lite Screen, имеющую предприятия по производству экранов еще в США и Франции.

Высокоавтоматизированный завод, построенный в Верте в 2004 г., имеет производственные площади свыше 12 тыс. м2 и складские помещения порядка 4000 м2. Здесь производят экраны для проекторов и специализированную мебель для презентаций (проекционные столики, компьютерные столы и т. п.). На предприятии в одну смену работает около 120 сотрудников. За год завод выпускает свыше 100 тыс. экранов. В периоды повышенного спроса на продукцию привлекаются временные работники. У завода очень удобное географическое расположение: до границы с Бельгией всего 10 км, а Германия находится на расстоянии 25 км.

Основные материалы для производства экранов завозятся из США (ткани для полотна) и Германии (трубы и листовой металл, из которого штампуются рамы и корпуса для рулонов). Производство типовых экранов организовано поточным образом. Большие экраны шириной более 6 м изготавливаются по индивидуальным заказам по несколько штук в день, причем большинство операций с начала и до конца выполняет один высококвалифицированный специалист (см. рис. 1).

Технологическое оборудование на предприятии уникальное — его создавали специально для компании Projecta. Полностью или частично автоматизированы процедуры нарезки металлической ленты, её сгибания для превращения в корпус рулонного экрана, приварки крепежных элементов, окраски металлических деталей, нарезки полотен, закрашивания бордюров экрана черным, прикрепления полотна к трубе, упаковки готовых изделий.

Очень важно, чтобы верхний край полотна рулонного экрана был приклеен к трубе ровно (иначе экран не получится ни плоским, ни прямоугольным). Поэтому данный процесс выполняется на специальном станке с использованием лазерных измерителей. После выравнивания материала роботизированная система опускает на его край, снабженный клейкой лентой, металлическую трубу, которая прикасается и приклеивается сразу по всей длине.

С нижней стороны рулонного экрана (который, кстати, может быть, ручным или моторизованным) полотно загибается вокруг выравнивающего стержня. Раньше в экранах Projecta использовался металлической стержень, но из-за разницы коэффициентов термического расширения металла и ткани их соединение страдало от перепадов температур. В последнее время компания стала вместо металлического стержня применять эластичный шнур из плотной резины (см. рис. 2). После его вклейки к нижнему краю экрана крепится планка утяжелителя. Узкая черная кайма по краям экрана создается на специальном станке с помощью распылителя краски. Для рулонных экранов с обширной черной областью имеется специальная герметизированная камера с роботизированной системой окраски.

Корпус для рулонного экрана сгибается из листовой стали, к нему точечной сваркой привариваются кронштейны для крепления на стену (см. рис. 3). После окраски корпуса в него вставляется труба с экраном, а если экран моторизованный, то ещё электромотор. С торцов надеваются крышки. На заключительном этапе производства экран проверяют на качество изготовления, отсутствие дефектов и безупречность работы моторизованного механизма, а заодно сдувают с полотна производственную пыль, если таковая обнаружится.

Тара для готовых экранов — предмет особой заботы компании. Чтобы при транспортировке экран не был поврежден, его упаковка изготавливается из двухслойного картона с внутренними переборками прочности, имеющими форму пчелиных сот. Такая структура при минимальной массе выдерживает значительные механические нагрузки, правда, боится сырости. Впрочем, поскольку проекторы доставляются в крытых фургонах, влага на коробки обычно не попадает.

Помимо традиционных экранов и презентационной мебели в ассортименте Projecta имеются липкие плёнки Digital Signage Twin и Digital Signage Flex (White и High Contrast) для наклейки на стекло или плексиглас. С их помощью можно создавать оригинальные на вид просветные экраны (см. рис. 4), словно подвешенные в воздухе, или проецировать слайды либо видео на стекло внешней витрины магазина ради привлечения прохожих.

Экраны на выбор

На своей Web-страничке компания помимо стандартных разделов с информацией о себе и о своей продукции разместила инструкции по подвеске экранов и программу-мастер Projecta Screen Selector, которая позволяет из всего многообразия предлагаемых экранов за шесть шагов выбрать наиболее подходящий. Для тех пользователей, чьи потребности выходят за рамки имеющегося ассортимента, предусмотрен мастер Screen Designer — с его помощью можно заказать собственное решение.

Для того чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к производителям экранов из Китая, компания Projecta продолжает сокращать затраты путём дальнейшей автоматизации и оптимизации производства, следит за поддержанием качества. Поскольку моторизованные экраны в численном выражении занимают 20% в объёме производства, но обеспечивают порядка 50% денежного оборота, на будущее компания планирует наращивать выпуск именно такой продукции. Кроме того, Projecta делает ставку на тесное взаимодействие с европейскими системными интеграторами.

В России Projecta работает через дистрибуторов, среди которых в мае нынешнего года особым статусом "Платинового партнера" была отмечена компания "Русский Стиль". Заместитель генерального директора компании Евгений Овчинников прокомментировал это событие следующим образом: "Конкуренция на рынке обостряется, выбор экранов большой, но Projecta остается для нас лучшим выбором, поскольку обеспечивает высокое качество и широкий модельный ряд, дает гибкость, позволяя оперативно подстраиваться под требования заказчиков и варьировать дизайнерские решения".