Во всех странах Евросоюза за исключением Болгарии появился единый номер службы спасения, сообщила 3 июня в Брюсселе комиссар ЕС по вопросам информационного общества и средств массовой информации Вивиан Рединг. Номер “112” стал для стран ЕС аналогом широко известной службы спасения “911”, которая уже не первый год работает в США. В России тоже не стоят в стороне от столь важного дела и к 2012 году планируют ввести в эксплуатацию по всей стране свою национальную “Систему-112” (см. PC Week/RE, №1/2008). А пока удалось разработать концепцию ее развития и начать создание опытных зон. Одна из них уже организована в Курске.

В конце мая в этом городе прошла конференция Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) по вопросу развития Объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ). В ней приняли участие начальники территориальных органов МЧС России Центрального федерального округа по созданию ЦУКС (Центра управления в кризисных ситуациях), ОСОДУ, ЕДДС (Единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований) и региональных сегментов ОКСИОН (Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения). Основными темами конференции стали вопросы создания и эксплуатации в Курской области опытной зоны “Системы-112” и включения ЕДДС в вертикаль управления ЦУКС.

В рамках развития системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и создания службы “112” в Курской области группа компаний “Тетрасвязь” провела работу по внедрению межведомственной сети радиосвязи на базе цифрового стандарта TETRA (Terrestrial Trunked Radio — наземная система транкинговой радиосвязи, (см. PC Week/RE, №19/2007), которая должна объединить в общую систему управления все службы экстренного реагирования. “Тетрасвязь” на месте реализовала весь комплекс управления силами и средствами служб экстренного реагирования УВД, УФСБ, скорой медицинской помощи, газовой службы и оперативных служб МЧС России и интегрировала его в ЦУКС МЧС по Курской области, который и должен стать основой для проекта построения региональной службы “112”.

На реализацию TETRA-проекта в Курске планируется затратить около 18 млн. руб. Установлена и функционирует базовая станция (БС), покрывающая зонами связи около 50% территории города. До конца года планируется установить еще две БС, которые обеспечат устойчивую связь на территории всего областного центра. Включены в режим тестовой эксплуатации средства связи на оперативной технике всех перечисленных выше служб.

Благодаря достигнутой интеграции МЧС теперь может получать оперативную информацию различных экстренных служб, обрабатывать ее в режиме реального времени и координировать действия всех участников, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Всё это позволит устранить существующую ныне ведомственную разобщенность, повысить эффективность управления силами и средствами экстренных служб, ускорить реагирование на кризисную ситуацию и будет способствовать снижению затрат бюджетных средств Курской области на содержание экстренных служб.

На конференции в ходе обсуждения проведенных работ выяснилось, что большинство ведомств пока еще используют устаревший парк аналоговых радиостанций, которые не позволяют произвести комплексное, интегрированное спряжение всех видов связи, применить новейшие технологии в области передачи данных телеметрии и видеоизображений, в том числе функции GPS, и к тому же работают на своих ведомственных радиочастотах. При этом расходуются значительные финансовые средства на создание и поддержание традиционных систем радиосвязи, на оформление документов по использованию частот, на эксплуатацию и обслуживание радиосредств и на содержание персонала.

Как заявил заместитель генерального директора группы “Тетрасвязь” Алексей Баранов: “ TETRA является единственным и открытым цифровым стандартом транкинговой радиосвязи, не только способным объединить в единое информационное пространство все органы власти, силовые ведомства, органы, обеспечивающие жизнедеятельность населения, но и позволяющим плавно интегрироваться в существующие аналоговые системы связи, не нарушая режима их работы и решая задачи снижения бюджетных затрат”.

Полученное в ходе интеграции техническое решение на базе стандарта TETRA может стать важным звеном в проекте единого номера “112”, повышающим оперативность совместных действий экстренных служб. Среднее время реагирования снизится с одного часа до 30—40 минут, что позволит уменьшить безвозвратные потери населения из-за чрезвычайных ситуаций на 10—15%. Подобные же результаты получены и в ходе ранее проведенных учений МЧС в Нижнем Новгороде, где сеть TETRA была развернута компанией “Аркан-Тетрасвязь” (см. PC Week/RE, № 11/2008). И хотя набивший оскомину вопрос, войдет ли TETRA в состав “Системы-112”, пока по-прежнему остаётся без ответа со стороны руководителей МЧС и Минкомсвязи, сама идея использования подобных систем, хорошо зарекомендовавшая себя в других странах, дает отличные результаты и на отечественной почве.