Сообщение о том, что компания Hewlett-Packard покупает за 13,9 млрд. долл. фирму EDS, занимающую второе место на мировом рынке ИТ-услуг, вызвало широкий резонанс. И объясняется он не только тем, что в истории HP это вторая по объему сделка после приобретения Compaq в 2002 г. Ее результатом может стать существенное изменение бизнеса HP, а в таких странах, как Россия, где EDS присутствовала незначительно, ее приход может дать мощный толчок местному рынку ИТ-аутсорсинга. Пока сделка не завершена, руководство HP не раскрывает детальных планов по работе объединенной компании в отдельных странах или регионах. Понимая, что изменения в деятельности HP неизбежны, мы со своей стороны решили узнать о том состоянии, в котором сервисное подразделение российского офиса HP находится сегодня. На вопросы научного редактора PC Week/RE Сергея Свинарева ответил руководитель подразделений консалтинга, интеграции и аутсорсинга Андрей Вышлов.

PC Week: Какие задачи решает подразделение HP Services во всем мире и каковы особенности его работы в России?

Андрей Вышлов: Деятельность сервисного подразделения НР хорошо известна нашим заказчикам в мире и в России. Общемировой доход HP Services составил в 2007 г. 16,6 млрд. долл., или 16% годового оборота HP. В его состав входят три департамента. Первый предоставляет технологический сервис, и на его долю приходится 50% доходов HP Services. Это те услуги, которые сопровождают выпускаемое HP аппаратное обеспечение: серверы, системы хранения, ноутбуки и персональные компьютеры, принтеры и другие продукты. В состав этих услуг входят как гарантийное обслуживание, ремонт, восстановление, замена вышедшего из строя оборудования, так и сервисы поддерки критически важных для бизнеса систем: круглосуточная профилактическая поддержка, партнерство с HP в области поддержки критичных для бизнеса систем (Mission Critical Partnership) и другие сервисы. Не так давно в наше предложение по техническим сервисам в России было включено также такое направление, как поддержка информационных сетей. В рамках этого направления мы осуществляем: поддержку жизненного цикла оборудования, работающего в сети; создание адаптивной сетевой архитектуры HP (ANA); консолидацию сетей; внедрение систем IP-телефонии. Также мы оказываем услуги обучения в собственном Учебном центре НР, который, кстати сказать, в этом году отметит свое 15-летие.

Второй департамент, приносящий около 20% дохода сервисного подразделения HP, предоставляет услуги консалтинга и системной интеграции. Он выполняет комплексные проекты самого разного рода. В России традиционно сильна наша специализация в телекоммуникационном секторе, что связано с наличием в продуктовом портфеле компании ряда специализированных программных решений, пользующихся высоким спросом на местном рынке. Много проектов реализуется нами и в области управления ИТ-услугами (ITSM). Одни из последних и самых крупных — проекты в “Лукойл-информе” и ОАО “РЖД”. И наконец, третий департамент, пока что не очень широко представленный в России, но приносящий около 30% выручки HP Services в мире, оказывает услуги аутсорсинга. Самый крупный наш аутсорсинговый заказчик — это компания Procter & Gamble, которой мы предоставляем услуги в разных странах мира, включая и Россию. Некоторые сотрудники российского отделения HP Services раньше состояли в штате Procter & Gamble. Да и все ИТ-оборудование, используемое этой заводами и офисам этой корпорации в России, переведено в рамках аутсорсингового контракта на наш баланс.

С 1 мая по решению руководства оргструктура Hewlett-Packard изменилась: три упомянутые мною департамента HP Services (Technology Services, Consulting & Integration и Outsourcing) начинают действовать самостоятельно, а подчиняться они будут напрямую руководителю подразделения Technology Solutions Group (TSG). В России эту должность занимает Оуэн Кемп, являющий одновременно и генеральным директором “НР Россия”. Я возглавляю два департамента: Consulting & Integration и Outsourcing. Тем не менее это два разных подразделения с собственными задачами и командами сотрудников. В то же время им очень часто приходится тесно взаимодействовать друг с другом при выполнении тех или иных проектов. Например, если заказчику нужно развернуть новую ИТ-инфраструктуру, он может воспользоваться услугами интеграционного подразделения, причем мы на этом этапе закладываем в ИС некие принципы, которые впоследствии существенно упростят перевод ее обслуживания на аутсорсинг. Если предприятие с уже действующей ИТ-инфраструктурой хотело бы передать ее эксплуатацию сервисному подразделению HP, будут востребованы услуги нашего консалтингового департамента, поскольку такому шагу всегда предшествуют аудит системы и внесение в нее определенных изменений для приведения в соответствие с нашими стандартами и ожиданиями заказчика.

PC Week: Насколько велика в общем бизнесе HP в России доля доходов от аутсорсинга?

А. В.: Согласно установленным в HP правилам мы не раскрываем детали своей отчетности по отдельным регионам. Могу сослаться на данные IDC, оценившей весь рынок ИТ-сервиса в России в 2007 г., включая техническую поддержку, консалтинг и аутсорсинг, в 3,6 млрд. долл. Из них на аутсорсинг приходится примерно 450 млн. долл., техподдержку — 750 млн. долл., остальное — на консалтинг. Большую долю аутсорсинга в нашей стране составляют услуги хостинга, предоставляемые владельцами дата-центров. Нас этот рынок не очень интересует, поскольку HP не строит собственных дата-центров за пределами США, где у нее есть шесть крупных центров такого рода. Они расположены парами (с целью оптимизации обслуживающего персонала) в трех городах. Около 40% ресурсов этих дата-центров используется HP для собственных нужд, а остальные предоставляются заказчикам.

PC Week: Есть ли у HP Services аутсорсинговые контракты в России? В чем их особенности?

А. В.: Контракты такие у российского подразделения имеются. В основном они выполняются в рамках глобальных аутсорсинговых соглашений с крупными международными компаниями, такими как уже названная мной Procter & Gamble. Но есть и чисто российские заказчики. Один из них — компания РУСАЛ, в которой мы осуществляем комплексную поддержку ИТ-инфраструктуры для ERP-системы SAP. Это полноценный аутсорсинговый проект, в рамках которого мы поддерживаем функционирование не только всего оборудования, но и базовых прикладных сервисов SAP.

Особенность российских заказчиков в том, что у них нет громоздкой унаследованной инфраструктуры, самостоятельная поддержка которой требует гигантских людских и финансовых ресурсов. А с учетом того, что информатизация в нашей стране приобретает все большее значение и на ее развитие выделяются средства, ИТ-директору не составляет большого труда получить финансирование на создание, скажем, собственного серверного центра. Аутсорсинг ему пока не очень нужен. Есть, правда, иные причины для перехода на такую бизнес-модель. Например, сегодня в Москве очень трудно получить разрешение на подключение к силовой электрической сети, что вынуждает некоторые организации не строить собственные центры обработки данных, а обращаться к внешним поставщикам ИТ-услуг.

Как известно, один из основных стимулов перехода на аутсорсинг — предполагаемое снижение операционных расходов. Но для того чтобы это произошло, простой передачи отдельных функций внешнему подрядчику недостаточно. Аутсорсинговый проект должен начинаться с трансформации той системы, которая передается на обслуживание. В результате сначала расходы заказчика даже возрастают, но в дальнейшем происходит их снижение, и компания получает выигрыш. Если же просто заменить одних исполнителей другими, ожидаемый эффект, скорее всего, достигнут не будет.

Проблема в том, что сегодня нет инструмента для измерения текущих расходов. Поэтому корректное сравнение ситуаций до и после перехода на аутсорсинг затруднено или даже невозможно. К этому добавляется то обстоятельство, что в России из-за более низкой стоимости рабочей силы текущие расходы на обслуживание ИТ-инфраструктуры изначально ниже, чем, скажем, в Западной Европе. Вот почему там переход на аутсорсинг приносит экономический эффект быстрее, чем у нас, и в целом он более высок. В силу этого, а также исторически сложившегося у нас в стране отношения к затратам на техническую поддержку российский рынок аутсорсинга находится на начальной стадии своего развития, ему нужно определенное время, чтобы созреть. Процесс этот начался и активность отечественных компаний растет.

PC Week: Как сочетается самостоятельный консалтинговый бизнес компании HP в нашей стране с деятельностью ее местных партнеров?

А. В.: Партнерская сеть HP включает 2200 российских компаний, и это наш ценнейший актив. Что касается проектов, то в одних мы участвуем в качестве генподрядчика, в других — как субподрядчик какого-либо партнера HP. Мне представляется, что локальный рынок ИТ-услуг велик и развивается высокими темпами. Исследование IDC показало, что на нем пока нет монополиста или доминирующего игрока, а это значит, что рынок достаточно свободен. На нем сегодня есть место и для нас, и для наших партнеров.

Другое дело, что у каждого игрока есть свои сильные стороны и компетенции в тех или иных областях. Для HP — это телекоммуникационные решения, успешно реализованные у многих крупных российских заказчиков. Кроме того, мы первыми начали выполнять в России проекты по управлению ИТ-услугами (ITSM) на основе принципов, заложенных в методологии ITIL, и накопили здесь колоссальный опыт. Не удивительно, что многие заказчики хотели бы поручить подобные работы именно HP Services, а не кому-то другому. Говорить о конкуренции с партнерами в данном случае нет никаких оснований, поскольку непосредственно у HP Services партнеров с официальным статусом попросту нет. Мы можем привлекать отдельные местные компании в качестве субподрядчиков, но ими могут быть как партнеры HP по отдельным продуктам, так и совершенно сторонние организации, имеющие иногда партнерский статус у другого вендора: это определяется той ИТ-инфраструктурой, которая сложилась у заказчика, и теми задачами, которые должны решаться в ходе проекта.

PC Week: Как может повлиять объявленное приобретение корпорации EDS на бизнес HP в нашей стране?

А. В.: Не хотел бы комментировать детали этой сделки, поскольку не имею для этого соответствующих полномочий. Но в личном общении я замечаю, что информация о покупке EDS воспринимается многими нашими российскими клиентами с энтузиазмом. Они надеются, что со временем это расширит круг задач, которые они могли бы решать с нашей помощью. Все понимают, что благодаря этому альянсу мы переходим на сервисном рынке, условно говоря, в высшую лигу. Как известно, главная сфера деятельности EDS — это аутсорсинг. Не исключено, что появление на российском рынке столь авторитетного игрока в этой области в определенной степени стимулирует развитие ИТ-аутсорсинга в нашей стране.

PC Week: Поскольку присутствие EDS в России незначительно, то в случае принятия решения о развертывании более широкой аутсорсинговой практики в России неминуемо встанет вопрос о привлечении в той или иной форме множества квалифицированных специалистов. Как, по вашему мнению, следовало бы решать эту задачу?

А. В.: Начну с того, что HP в России начала оказывать сервисные услуги еще с самого момента открытия здесь офиса. Сначала это осуществлялось через совместное предприятие, но более 10 лет назад, в 1995 году мы стали развивать собственные ресурсы. За это время сервисное направление существенно расширилось, и теперь мы имеем большую команду специалистов, способных решать самые сложные задачи. То, чем они занимаются, это, разумеется, не аутсорсинг, а техническое сопровождение продукции HP. Но авторитет, завоеванный этой службой вольно или невольно переносится заказчиком и на другие области нашей деятельности. Аутсорсинговыми проектами у нас сегодня занимается группа из нескольких десятков человек, и это очень квалифицированные специалисты. В перспективе расширение данной группы возможно, в том числе и за счет перевода в нее сотрудников крупных отечественных компаний, которые заключат с HP долгосрочное стратегическое соглашение по передаче ряда функций и услуг на аутсорсинг. Собственно во многом таким путем формировалась и компания EDS, в которой сегодня трудится 140 тыс. человек. О том насколько аутсорсинг ресурсоемок в отношении людских ресурсов можно судить по тому, что в штате HP, имеющей годовой оборот в пять раз больше, чем у EDS, “всего” 172 тыс. сотрудников. Разумеется, мы ведем большую работу по подбору и подготовке специалистов, в том числе, и сотрудничая с российскими университетами и вузами.

PC Week: Спасибо за беседу.