Ваша компания работает на розничном рынке и собирается торговать через Интернет? Очень хорошо — но кроме грамотной логистики и точных описаний товаров вам также необходимо ориентироваться на пользователей мобильными терминалами. Именно они в самом ближайшем будущем будут той наиболее перспективной аудиторией, которую можно будет привлечь к электронной торговле. Это кажется невероятным, но скоро они смогут находить магазины, товары, делать покупки и управлять расходами через Интернет с помощью мобильных устройств, которые становятся принципиально новым каналом розничных продаж.

Об этом свидетельствуют и результаты исследования, которое провел консультационный отдел Cisco Internet Business Solutions Group (IBSG), кроме всего прочего активно помогающий ведущим компаниям мира из списка Fortune 500 и крупнейшим общественным организациям трансформировать и модернизировать методы ведения бизнеса.

Так вот, аналитики считают, что подъем мобильной коммерции (сначала в США и Европе, а с внедрением сетей 3G и в России) объясняется несколькими факторами. Основной — это, конечно, масштаб распространения мобильных устройств. Мобильных пользователей в три раза больше, чем пользователей Интернета: 3,3 млрд. против 1,3 млрд., причем в IBSG считают, что в этих условиях мобильная торговля будет развиваться так же быстро, как сотовая связь.

Интересно, но факт — растет активность самих торговых компаний. Наиболее прогрессивные из них уже сегодня пытаются встроить мобильные телефоны в многоканальную систему доставки услуг. В частности, они используют SMS для рекламных акций, интерактивного ответа на вопросы и информирования покупателей о доступности товаров и сроках доставки. Если посмотреть десятку самых продвинутых торговых сайтов по версии журнала Fotrune, то среди них можно обнаружить весьма звучные и известные европейскому и американскому пользователю бренды — Amazon.com и Argos Home Retail Group, Best Buy и Bol.com, а также Sears, вполне знакомый в России бренд Quelle, а также Otto, Macy's и т. д. К сожалению, все это не российские компании. Хочется верить, что только пока.

Без сомнения, помогает и расширенный функционал онлайн-сервисов. Если вернуться к тому же исследованию IBSG, в ходе которого были опрошены сотрудники 45 розничных компаний из Европы и Северной Америки (сюда попали крупные торговые сети из списка Global 500, ведущие торговые компании из списка Web 15, работающие через Интернет, и отдельные компании-новаторы), то оказывается, что покупателям важны всего два основных аспекта взаимоотношения с торговой сетью. Первый — обязательные “фундаментальные” функции которые, безусловно, должна предоставлять любая онлайновая торговая компания (сюда входят интуитивно понятный графический интерфейс пользователя, функции поиска и удобный процесс покупки). Второй аспект — это новые, более сложные сетевые возможности (социальные сети для обмена опытом, панорамные фотографии торгового зала, история создания тех или иных товаров, веб-сайты поставщиков продуктов в торговые сети, видеоподкасты с описанием настройки тех или иных товаров и т. д.), которые повышают ценность торговых услуг и расширяют возможности покупателя.

Без сомнения, подталкивать к покупкам пользователей смартфонов и коммуникаторов будут и дополнительные сервисы. К примеру, около половины крупных мировых розничны Fotrune х компаний (данные Google) обладают не только веб-сайтами для покупателей, но и оптимизируют html-страницы для просмотра их с помощью коммуникаторов и смартфонов. А 15% крупных американских торговых сетей (здесь и далее данные IBSG) уже сейчас позволяют проводить транзакции (делать покупки, отправлять запросы о наличии товаров и т. д.) через мобильные устройства. Причем 10% розничных компаний передают информацию и отвечают на вопросы покупателей с помощью SMS (кроме стандартных call-центров с операторами и IVR-меню для получения самостоятельной справочной информации), а 6% самых технологически продвинутых имеют Web-страницы и адреса URL, выделенные исключительно для мобильных пользователей.

И наконец, не будем забывать о социальных сетях, значительная часть пользователей которых немедленно пишет о положительном или негативном опыте потреблений тех или иных продуктов и услуг. Причем для скорости обеспечивают доступ к своему дневнику с помощью мобильного персонального терминала. Если учесть, что количество европейских пользователей блогов (127 млн.) уже превысило количество пользователей социальных сетей в США (124 млн.), то понимаешь, что армия потенциальных покупателей через веб-пространство с доступом через мобильный терминал огромна.