Девятого июня глава компании Apple Стив Джобс на конференции разработчиков WWDC наконец-то представил вторую версию коммуникатора iPhone с поддержкой сетей третьего поколения. Как и предполагалось ранее , телефон сможет работать в сетях GSM и UMTS, будет обладать встроенным GPS-модулем (импорт карт — из Google Maps), а также более мощной видеокамерой, позволяющей производить видеозапись (раньше заставить телефон снимать видео можно было только при установке дополнительного ПО, но это уже не относилось к базовому функционалу iPhone).

Увеличен и режим автономной работы. Теперь гаджет способен трудиться в режиме ожидания до 300 часов без всякой подзарядки (против 250 часов в iPhone предыдущего поколения). Разговор в сетях второго поколения разряжает батарею за десять часов (раньше - 8), в сетях 3G — за пять часов. При этом заряженной батареи хватает на семь часов просмотра видео (без изменений), а в качестве плеера iPhone можно использовать целые сутки без перерыва (опять-таки без изменений).

Отметим, что в настоящее время продажи “умных” мобильных неуклонно растут. Согласно прогнозам аналитиков, за период с 2007 по 2011 гг. рынок смартфонов и коммуникаторов вырастет в четыре раза и будет занимать более 22% рынка всех мобильных аппаратов. Для сравнения: в 2007 г. лишь каждый десятый мобильник относился к категории смартфонов.

На презентации нового продукта г-н Джобс отметил, что iPhone 2.0 ориентирован и на корпоративных пользователей (в тестировании корпоративных возможностей iPhone, по его слова, участвует 35% компаний, входящих в список Fortune 500). В устройстве, в частности, обеспечены поддержка сервера Misrosoft Exchange и VPN-сервисов Cisco, технологии push e-mail, экспорта данных из корпоративных календарей (предусмотрено три основных уровня представления информации — день, неделя, месяц, причем создавать события можно будет из текстовых заметок, перетаскивая их на пиктограмму программы-календаря) и баз контактов (с возможностью многоаспектного поиска). Причем, синхронизация работает как для компьютеров Macintosh, так и x86-совместимых. Для второй версии iPhone предлагается два варианта офисного ПО: полностью закончено портирование пакета iWork и практически полностью — MS Office. К слову, специально для быстро растущих рынков прошивка iPhone 2.0 (выйдет в июле и будет бесплатна для легальных пользователей устройства) позволит распознавать китайские иероглифы и кириллицу. Кроме этого, как и в устройствах на базе Windows Mobile, в новом iPhone администраторы ИТ-службы корпоративных клиентов теперь смогут удаленно управлять обновлением ПО на iPhone своих пользователей, а также создавать локальные отделы Apple Store для пользователей интранет-сети, если им программно запрещено передавать данные через "открытые" каналы Интернета.

Для частных пользователей Apple начинает похожий проект с той разницей, что основные мобильные сервисы (push e-mail, контакты, календари) будут базироваться на домене ME.com, который станет “точкой входа” для миллионов легальных пользователей второй версии iPhone. Все сервисы будут полностью “завязаны” на получение информации в режиме реального времени, причём использование сервисов mobileME будет стоит (в США) 19,99 долл. в год, хотя первые 60 дней ими можно пользоваться бесплатно. Отметим, что Mobileme призван заменить .Mac, прежний сервис Apple для хранения информации, но по своей функциональности схож с анонсированным ранее Live Mesh компании Microsoft, цель которого заключается в загрузке данных на сервера компании с последующей синхронизацией информации между устройствами пользователя.

Не забыты и полезные утилиты. К примеру, в новом iPhone будет представлен блог-клиент Typepad, который позволяет не только делать записи в online-дневнике, но также сделать снимок и сразу отправить его в блог (отметим, что это стандартная функция для многих устройств Nokia, Sony Ericsson и Motorola). Кроме того, eBay выпустит мобильное приложение, которое ускорит общение с её онлайновым аукционом. Интересный подход представили и в Associated Press: они собираются использовать iPhone для демонстрации текстов газет, фотографий и видеороликов, причем закачивать контент с сайта компании можно будет в любое удобное время (к примеру, через Wi-Fi), а потом просматривать его в режиме офлайн. Отметим, что всего с момента анонса SDK для iPhone было загружено 250 тыс. бесплатных комплектов инструментария. Двадцать пять тысяч разработчиков подали заявки на платную программу, но Apple, запустив программу жесткого тестирования предложений, одобрила лишь четыре тысячи таких заявок.

К слову, большую активность проявляют производители ПО для спутниковой навигации - к примеру, компания TomTom объявила о том, что готова начать продажи своего навигационного софта, разработанного под iPhone 3G. Выйдет новая версия и у iGo.

В целом Стив Джобс отметил, что iPhone действительно стал наконец опорой для бизнеса компании наряду с компьютерами Mac и плейерами iPod.

Планы поставок

В США новый iPhone поступит в продажу к концу июня. Надо сказать, что Apple не собирается прекращать продажи первой модели iPhone: после анонса версии 2.0 продаваться будут обе модели телефона. Стоимость новой модели (с учетом дотаций локальных операторов связи) составит 199 долл. за коммуникатор с 8 Гб памяти. Коммуникатор с 16 Гб памяти будет продаваться за 299 долл. Напомним, что в настоящее время официальная стоимость «старого» 8-Гб iPhone в США составляет 399 долл. (в России его неофициально можно купить в два раза дороже). Но именно низкая цена, по мнению аналитиков, сделает iPhone еще доступнее и позволит компании реализовать до конца года 10 млн. экземпляров своего коммуникатора.

Учитывая тот факт, что для iPhone есть только два официально разрешенных источника приобретения контента (iTunes для музыки и Apple Store для ПО), устройство, основное назначение которого поднимать "индекс инноваций" в среднем чеке пользователя сотовой связи, можно было бы раздавать бесплатно -- Apple получает свою долю от продаж любого медиа-элемента для iPhone. Поэтому если спрос окажется действительно массовым, то низкая цена окупится в самом ближайшем будущем.

Поспособствует интенсивной реализации новых устройств и тот факт, что в ближайшее время на “карте Apple”, где планируются продажи iPhone, появится 25 новых стран, среди которых будет практически вся Европа, в том числе наши соседи — Швеция, Финляндия, Польша и т. д. Всего число государств, где iPhone будет реализовываться легально, станет достигнет 70.

А вот о планах поставок iPhone в Россию ничего не известно. Как неоднократно отмечали руководители крупных российских операторов связи, мешает этому принятая в Apple бизнес-модель, которая предполагает жесткую привязку устройства к сайту iTunes и магазину Apple Store. Таким образом, пока не существует русскоязычной версии этих порталов, продвижение iPhone в нашей стране невозможно (хотя на конференции разработчиков г-н Джобс отметил, что в ближайшее время будут созданы локальные версии магазина для 62 стран мира). Видимо, ситуация усугубляется сложностями российского законодательства в области авторских прав, а также пиратством. При этом, без сомнения, основным препятствием для поставок устройства в Россию является отсутствие у наших операторов опыта продаж терминалов, “привязанных” к конкретному поставщику услуг: все ранее действовавшие проекты, включая i-Mode у МТС и “Интуицию” у “ВымпелКома”, никакого значимого эффекта не принесли. Скорее всего, операторы не готовы, как их западные коллеги, заниматься локализацией устройств для отечественного рынка, а также отчислять компании Apple ежемесячные платежи за каждого активированного абонента. Большего успеха добились провайдеры из Страны восходящего солнца: в конце первой декады июня компания SoftBank, один из трех крупнейших японских мобильных операторов (наряду с NTT DoCoMo и au KDDI), объявила о соглашении с Apple, в рамках которого она будет продавать у себя на родине iPhone для сетей 3G.

Атака против

Технологическое развитие новинок, похожих на Apple iPhone, находится на высоком уровне: к HTC Touch Diamond, развивающему схожие принципы управления “одним пальцем”, но на операционной системе Windows Mobile, присоединились коммуникатор i900 Omnia компании Samsung и новое пополнение серии BlackBerry — RIM Thunder фирмы Research In Motion. Причем Samsung анонсировала свой коммуникатор на день раньше нового Apple iPhone — хороший маркетинговый ход, способный реально повысить продажи новинки.

Устройство i900 Omnia ничем не уступает HTC Touch Diamond с интерфейсом TouchFLO 3D, поскольку поддерживает пользовательский интерфейс Samsung TouchWiz, специально разработанный компанией для управления устройством пальцами одной руки в среде Windows Mobile. Он оснащен 3,2-дюймовым дисплеем с разрешением Wide QVGA (240×400 пикселов) и оптической мышкой, похожей на ту, что применяется в Samsung i780. В устройстве есть камера на 5 мегапикселов, причем дополнительный функционал этой модели включает возможность географической “привязки” фотографии (с указанием координат, где она была сделана), поскольку у i900 имеется и встроенный GPS-приемник.

Samsung i900 предназначен для работы в сетях 2,5--3G, при этом он поддерживает скоростные протоколы передачи данных EDGE и HSDPA, а также Wi-Fi. Список технических спецификаций завершают порт USB, FM-радио с подавлением фонового шума, Bluetooth с поддержкой стереорежима. Его корпус имеет толщину всего 12,5 мм и снабжен металлической задней панелью, что усиливает сходство с iPhone. Новый коммуникатор будет поставляться в двух версиях, дополняемых карточками microSD и различающихся объемом встроенной памяти — 8 и 16 Гб. Налицо творчески созданное устройство, тем не менее мимикрирующее под известную на рынке модель.

А вот новый коммуникатор BlackBerry (RIM Thunder 9500) не настолько функционален, хотя обладает сенсорным дисплеем. В этой модели производитель отказался от традиционной QWERTY-клавиатуры, заменив ее на виртуальную и оставив на аппарате лишь четыре физические кнопки под дисплеем. На боковой стороне корпуса аппарата разместились 3,5-миллиметровый аудиоразъем и порт USB. Как ожидается, модель будет оснащена модулем Wi-Fi и Bluetooth, приемником GPS, камерой с разрешением 2 мегапиксела, памятью объемом 1 Гб, полноценным HTML-браузером и медиаплейером. Предполагается, что новый смартфон предназначается для работы в сетях GSM и CDMA и будет поддерживать протоколы EV-DO и HSDPA. Напомним, что пока у RIM нет сенсорных устройств в продуктовой линейке коммуникаторов. Однако весьма жесткая конкуренция заставляет компанию двигаться в русле современных тенденций.

Не отстает и компания Nokia, сделавшая ставку на модель N96, которая будет работать под управлением Symbian и предназначена для квалифицированных пользователей. Финский производитель не поскупился на технические характеристики: устройство работает в сетях UMTS/W-CDMA и оснащено 16 Гб памяти и TV-приемником, GPS-модулем, адаптером Wi-Fi. Рядом с 2,8-дюймовым дисплеем расположена камера для видеозвонков, имеется разъем USB 2.0/micro USB, видеовыход PAL/NTSC, слот расширения памяти microSD.