Обновление парка транспортных средств в нашей стране и модернизация отрасли в последние два-три года создали условия для появления нового сегмента ИКТ: транспортные системы и средства автоматизации. На прошедшем в мае московском форуме “День решений ПРОСОФТ” организаторы представили целый ряд ИТ-решений нижнего (“компонентного”) уровня, предназначенных для применения в современных транспортных системах с учетом российской специфики. Среди них — новое поколение процессоров для промышленных ПК, современные архитектуры промышленных процессорных плат, новые платы и корпуса, компактные рабочие станции, а также средства обработки видео на промышленных ПК.

В частности, на форуме были продемонстрированы готовые решения компаний Advantech и AAEON, включая компактные контроллеры и средства человеко-машинного интерфейса, способные надежно работать в условиях повышенных вибраций и в широком диапазоне температур.

У участников мероприятия вызвали интерес и встраиваемые безвентиляторные компьютеры серии UNO производства Advantech, представляющие собой встраиваемые вычислительные платформы различного уровня производительности, которые благодаря прочному алюминиевому корпусу, а также отсутствию принудительного охлаждения и электромеханических накопителей обеспечивают, по утверждению разработчиков, надежную работу изделий в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Нельзя обойти вниманием и новое устройство HMI504T фирмы Maple Systems, которое входит в расширенную линейку бюджетных сенсорных панелей. Оно специально разработано для мобильных систем, предназначенных для использования в ограниченном пространстве, — его габаритные размеры составляют всего 128×102×38 мм.

Яркий и высококонтрастный сенсорный 4,3-дюймовый TFT-дисплей (480×272 пикселов) позволяет отображать до 256 цветов. Широкие углы обзора (160° как по горизонтали, так и по вертикали) обеспечивают надежное считывание информации практически из любой точки фронтального пространства. Сенсорный экран резистивного типа с разрешением 1,5 мм выдерживает, по данным производителя, не менее миллиона нажатий. Светодиодная система задней подсветки, обладающая ресурсом 80 тыс. часов, может работать в экономичном режиме с уменьшенной на 30% яркостью свечения, что обеспечивает комфортную работу с панелью в ночное время.

На форуме были также представлены новинки в формате MicroPC производства Fastwel и Octagon Systems, готовые системы Core фирмы Octagon Systems, системы IDAN и HiDAN компании RTD Embedded.

Не остался без внимания и водный транспорт. Так, среди “морских” новинок вызвали интерес новые дисплеи серии LX (LX0801PTI и LX1201PTI) производства компании Planar Systems, ориентированные на условия, когда солнечное излучение, влажность и соляной (морской) туман не позволяют использовать стандартные мониторы. Эти устройства оснащены сенсорным экраном со специальным покрытием, которое обеспечивает высокую износоустойчивость, яркость (более 800 кд/м2) и контрастность, что играет важную роль для применения в аппаратуре морских судов.

В последние два-три года прослеживается отчетливая тенденция использования Ethernet-структур в системах промышленной автоматизации, в том числе на транспорте, и в соответствии с нею ведущие фирмы-производители обновляют свою продукцию. Так, на форуме было продемонстрировано новое семейство специализированных управляемых коммутаторов RSR немецкой компании Hirschmann (основного конкурента в этой нише тайваньской фирмы MOXA). Эти устройства рассчитаны на эксплуатацию в разнообразных транспортных средствах, поэтому не чувствительны к вибрациям, электромагнитным помехам, а сконфигурировать их можно с помощью автоматических USB-адаптеров, причём для этого не требуется высокая квалификация персонала. Коммутаторы RSR представляют собой компактные устройства, сочетающие в себе порты Gigabit и Fast Ethernet, число которых может варьироваться от восьми RJ-45 (на медной жиле) до десяти SFP (оптических). Интересно, что все модели Hirschmann RSR имеют европейские сертификаты для применения на любых видах транспорта (в том числе и морском) и способны функционировать в подходящем для нашей страны температурном диапазоне (от -40 до +85 °С) на постоянном (+24 В) или переменном (220 В) напряжении.

Семинар показал, что сегодня отечественным разработчикам доступна широкая номенклатура продуктов (к сожалению, в основном зарубежных), ориентированных на использование в транспортных системах, в том числе интеллектуальных, причем охватывающих широкий спектр применения на суше и даже на море. По мнению специалистов, принимавших участие в форуме, такие решения вполне можно применять в качестве компонентов при создании современных транспортных систем, причем с учетом российской специфики.