За последние несколько лет корпорация 3Com стала участником ряда сделок, предполагавших приобретение ею других фирм, а также перераспределение акций самой компании. Некоторые из этих сделок успешно завершены и сегодня позволяют 3Com выстраивать и продвигать стратегию конвергентных безопасных сетей. Другие, направленные на расширение присутствия и укрепление позиций на региональных рынках, как утверждает руководство компании, частью перешли в финишную фазу, а частью отложены.

О том, как 3Com сегодня выстраивает свой бизнес в России с учетом его международного характера научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказал Александр Чуб, глава представительства компании 3Com в России и СНГ.

PC Week: В какой стадии на сегодняшний день находится сделка 3Com с инвестиционным фондом Bain Capital и компанией Huawei Technologies? Как вы оцениваете главные последствия ее завершения для 3Com?

Александр Чуб: Напомню, что согласно предварительным условиям сделки предполагалось, что мажоритарным владельцем акций 3Com станет инвестиционный фонд Bain Capital, а миноритарным — китайская компания Huawei. Такая форма должна была закрепить сложившееся между участниками партнерство и продолжить его во взаимовыгодном формате на территории всех стран, включая Китай, рынок которого сегодня весьма интересен для 3Com (участие Huawei как раз отражает эту заинтересованность).

Чтобы сделка состоялась, потребовалось одобрение соответствующих административных органов двух стран — Китая и США. Но на фоне предвыборной президентской кампании, проходящей в США, процедура стала принимать явно политизированный характер: появились многочисленные публикации о возможных для США связанных со сделкой рисках в области национальной безопасности. В связи с этим участники сделки сняли свою заявку.

PC Week: Вы упомянули о важности для вашей компании китайского рынка. Но, с другой стороны, руководство 3Com подчеркивает приоритетность ИТ-рынка нашей страны. Сохраняется ли такое отношение к России сегодня?

А. Ч.: В структуре доходов нашей компании рынок EMEA занимает очень важное место. Теперь его доля в обороте 3Com значительно превосходит долю североамериканского рынка. Отсюда очевиден приоритет этого региона для нас. Показатели компании здесь растут как по обороту, так и по прибыльности. Это относится не только к Западной Европе, но в равной мере и к рынку СНГ, за который отвечает московский офис.

ИТ-рынок СНГ, в том числе и российский, является одним из важнейших для нашей компании в регионе EMEA. В сравнении с другими европейскими странами по прибыльности Россия находится в числе лучших. На нее приходится около 10% общеевропейского оборота компании. Насколько я знаю, такая доля российского рынка — одна из самых весомых у ИТ-компаний, работающих в регионе EMEA.

PC Week: Среди прочих параметров, отражающих приоритетность местного рынка, вендоры часто называют подход к ценообразованию. Каков он у 3Com в нашей стране? Есть ли у него особенности, отличия, например, от китайского и европейского?

А. Ч.: Я бы не сказал, что ценовая политика 3Com меняется в зависимости от региона. Мы — международная компания, у нас разработан единый прайс-лист, доступный для всех наших партнеров во всем мире. На его основе и формируются цены для покупателей. На ценообразование для партнеров, безусловно, влияет партнерская программа через такие компоненты, как партнерские скидки, рибейты. Вот эти факторы и определяют цены в регионах.

Могу сказать, что цены на продукцию 3Com сегодня очень привлекательны (что как раз и подтверждается ростом оборота нашей компании в регионе). Однако ценовые преимущества перед главными конкурентами, которые мы предлагаем покупателям, я ни в коем случае не хотел бы свести к демпингу — мы категорически исключаем его из своей практики. Для нас важны такие формы роста на рынке, которые сохраняют высокий уровень прибыльности бизнеса. Как показывает моя без малого трехлетняя работа в 3Com, при разумном ведении дел это достижимая цель.

PC Week: Какое направление в бизнесе 3Com в России оказалось по результатам прошлого календарного года и I квартала нынешнего самым весомым по доле в обороте, самым прибыльным, самым новым?

А. Ч.: Комментировать прибыльность разных категорий наших продуктов мне бы не хотелось. Если же говорить о весомости в обороте, то сегодня это продукция для сегмента Enterprise. На нее приходится около 65% продаж (напомню, что в конце 2005 г., когда я пришел в 3Com, эта часть была близка к нулю). Мы достигли важного результата, к которому и стремились. Не умаляя значимости для компании сегмента среднего и малого бизнеса, мы делаем акцент на крупных заказчиках, и наши результаты подтверждают правильность этой позиции, которую, мне думается, мы сохраним в ближайшие годы.

С позиций технологической новизны отмечу, что у нас постоянно идут апдейты и апгрейды всех наших продуктов. Ряд Enterprise-продуктов мы позиционируем сегодня как лучшие в своем классе по интегральному критерию цена/качество. Особенно важно для нас было то, что мы закончили сертификацию и локализацию решений по IP-телефонии и начали их продажи.

PC Week: Как вы оцениваете состояние российского рынка конвергентных коммуникационных решений? Изменилась ли здесь ситуация за прошедший год? Насколько активны потребители этой технологии?

А. Ч.: В конвергентных безопасных сетях 3Com видит суть своего бизнеса. Будет неверно, если я скажу, что все пользователи сетевых технологий рассматривают компьютерные сети и как средство поддержки своей телефонии. Но для меня очевидно, что в ближайшее время конвергенция будет развиваться взрывным образом. Уже сегодня немало заказчиков используют IP-телефонию, но это еще не бум технологии. Бум — впереди. ИТ-директора компаний начнут всерьез думать об IP-телефонии тогда, когда она станет зоной их ответственности. В развитых странах объединение ИТ и телекома уже состоялось. В нашей стране по-прежнему на многих предприятиях ИТ-директор и директор по телекоммуникациям — два разных человека. Это во-первых. Во-вторых, российские компании испытывают эйфорию от темпов роста, большого притока денежных средств из сырьевых отраслей, а потому скрупулезного контроля за расходами, в том числе на ИТ и на телефонию, как мне кажется, у них нет, во всяком случае в той мере, в какой это наблюдается в США и странах Западной Европы. Тенденция к этому наметилась, но как скоро она приведет к ожидаемому результату, можно только предполагать. Хотя, по моим оценкам, IP-телефония позволяет снизить затраты на телефонную связь раз в сто. Для территориально распределенных компаний, у которых расходы на телефонию составляют ощутимую часть бюджета, такая экономия становится необходимой. Что же касается технологий, то они к переходу на IP-телефонию готовы.

PC Week: Задачи защиты информации имеют сегодня первостепенное значение. Какие новации 3Com планирует в этом направлении для корпоративного рынка и индивидуальных пользователей?

А. Ч.: Еще раз подчеркну, что технологически мы сфокусированы на безопасных конвергентных сетях, а именно — сетевых технологиях с передачей голоса и защитой передаваемого трафика. То, что предлагает 3Com в каждой из этих трех областей, соответствует действующим ИТ-стандартам. Это делает наши продукты простыми в использовании, поскольку интегрировать их в имеющиеся у заказчиков ИТ-среды становится проще по сравнению с продуктами тех наших конкурентов, которые опираются на проприетарные стандарты.

Важно также, что наши продукты объединяет платформа Open Services Networking, которая позволяет компаниям, развивающим свои ИТ-инфраструктуры на базе стандартизированных решений, интегрировать их. Если к этому добавить те ценовые преимущества, что мы сумели получить после покупки H3C (я имею в виду размещение производства в Китае, где выпускается значительная часть сетевого оборудования 3Com), то позиции 3Com выглядят сегодня весьма конкурентоспособными. Вместе с тем отмечу, что изготовление оборудования TippingPoint и основной части аппаратуры для IP-телефонии сосредоточено в США.

PC Week: Адаптация продукции для местного рынка предполагает, в частности, её сертификацию. С какими особенностями этой процедуры сталкивается 3Com в нашей стране?

А. Ч.: Не открою Америки, если скажу, что любые отношения с госструктурами в нашей стране становятся непростым испытанием, и у меня нет повода говорить об улучшении ситуации в ближайшее время. Хотя периодически можно слышать от руководителей страны заявления об упрощении взаимодействия с госорганами. Мы планируем и реализуем все требуемые процедуры проверок нашей продукции, принимая сложившиеся условия де-факто.

Для нас была большим достижением сертификация решений для IP-телефонии. На это ушел почти год. Точно так же мы получили все сертификаты соответствия на оборудование TippingPoint IPS.

PC Week: Актуальна ли для 3Com тема организации производства своего оборудования в России?

А. Ч.: Формально такая тема сегодня в 3Com не обсуждается, т. е. можно было бы заключить, что она не актуальна. Однако при этом нужно учитывать, что мы работаем не в вакууме, и всё происходящее вокруг анализируется нашим руководством. Поэтому не стоит исключать, что те вопросы, которые сегодня в компании не обсуждаются, завтра окажутся в фокусе ее интересов.

Намереваясь разместить производство в том или ином регионе, нужно понимать, что мы хотим получить в результате. Если речь идет о производстве уже отлаженных устройств, к какой бы области они ни относились, то, как мне кажется, размещать его целесообразно там, где есть массовый рынок сбыта, куда доставка продукции обходится дороже местного производства. Так, к примеру, поступают автомобильные компании, одна за другой открывающие сборку на территориях стран-потребителей.

Если же говорить о компьютерных технологиях, то на сегодняшний день мне не известен ни один успешный опыт размещения производства в России, хотя начинаний было несколько. Можно вспомнить проект HP и “Аквариуса”, IBM и “Кванта” в Зеленограде, Fujitsu Siemens с тем же “Квантом”. Ни один из этих проектов не был реализован в том масштабе, о котором заявлялось изначально. На мой взгляд, это значит, что изготовление высокотехнологичной продукции в нашей стране не столь уж выгодно. В силу разных причин. Опыт показывает, что основные ИТ-вендоры предпочитают привозить сюда свою продукцию. И пока я не вижу тенденции к изменению условий.

Другое дело — наукоемкие продукты, такие как разработка ПО или конструкторской документации. Тут есть ряд положительных примеров. Boeing, например, размещает заказы на проектирование узлов своих самолетов в России. Несколько тысяч российских программистов разрабатывают ПО для Dell. В Нижнем Новгороде новые микросхемы проектирует Intel. Успешных примеров таких проектов немало. Возможно, этим путем пойдут и другие международные компании.

PC Week: Благодарю за беседу.