Компания Apple еще не выпустила в розничную продажу свой iPhone 3G, а торговые сети по продаже цифровой техники и операторы мобильной связи уже анонсировали цены на этот популярный смартфон. Отметим, что у Apple проявились определенные новации в тактике продаж — если смартфон предыдущей версии реализовывался только с контрактом оператора сотовой связи (от которых Apple до сих пор получает 8—12 долл. в месяц за каждого пользователя в зависимости от тарифа, на который тот подключен), то новая модель будет доступна и на свободном рынке без каких-либо обременений. В целом, это вполне ожидаемая ситуация — активно развивая свой магазин по продаже цифрового контента App Store, Apple нуждается в активном росте числа легальных пользователей ее устройств, которые могли бы активно загружать контент, разрабатываемый сторонними производителями. Оплата при этом будет осуществляться с помощью пластиковых карт, которые, в большинстве случаев, у таких пользователей имеются.

В этой связи интересно посмотреть на условия продажи нового терминала в торговой сети оператора AT&T, одного из крупнейших в США, который имеет жесткий и эксклюзивный контракт с Apple, действующий на всей территории Соединенных Штатов. К примеру, новый iPhone с памятью в 8 Гб будет доступен за 199 долл., его продвинутая версия с внутренней памятью в 16 Гб — за 299 долл. Но это только цена “входного билета” — к терминалу прилагается двухлетний контракт: в зависимости от его опций абонентская плата для пользователя составит 70—130 долл. в месяц. Отметим, что самый дорогой тариф предполагает неограниченное время разговора и передачи данных на территории США.

Для предотвращения продаж мобильных телефонов по низкой операторской цене с целью их нелегальной разблокировки, компания Apple предприняла жесткие меры контроля, поддержанные операторами связи. К примеру, терминал должен пройти обязательную процедуру активации (прямо, как копия Windows XP или Windows Vista). Причем, этот процесс будет осуществляться только при физическом соединении компьютера продавца и iPhone через data-кабель. Не уверен, что этот процесс сильно порадует потребителей, особенно в первые дни ажиотажных продаж (они откроются с 11 июля), да и любое защитное ПО вряд ли сможет продержаться долго против профессиональных электронных взломщиков. Правда, в результате такой “модификации” некоторые интернет-сервисы Apple могут оказаться недоступны для взломанных iPhone, но это вряд ли расстроит пользователей, получивших терминалы вдвое дешевле официальной цены.

Те абоненты, которые не готовы использовать мобильную связь у жестко определенных операторов связи (хотя, скоростная передача данных у таких компаний вполне отлажена и iPhone может служить вполне хорошим модемом для мобильного офиса), могут приобрести 8-Гб iPhone за 599 долл. (цена указана для США), а 16-Гб — за 699 долл. Отметим, что разница в цене между 8- и 16-гигабайтными версиями устройства всего в 100 долл. будет, скорее всего, стимулировать пользователей к приобретению самой старшей модификации устройства. Причем эти смартфоны, приобретенные за полную стоимость, можно использовать в любой стране мира и в любой сети оператора связи без каких-либо ограничений.

Отметим, что приобрести новые смартфоны без контракта можно будет и в Европе — к примеру, у Vodafone Italy версия с 8 Гб памяти будет стоить 499 евро, а за 16-Гб вариант попросят 569 евро. Британский О2 выставил цены на продукцию Apple в районе 592 долл. и 710 долл. соответственно. Напомним, что при доставке терминалов в Россию из США или Европы по почте (если заказ будет оформлен через интернет-магазин), необходимо будет оплатить таможенную пошлину, которая увеличит стоимость смартфона процентов на 12—20. Нетрудно, однако, предположить, что, как и раньше, iPhone будут бесперебойно поступать в Россию посредством “чемоданных поставок”.

Со временем, абсолютно легальный товар по среднерыночной цене вполне может “убить” бизнес компаний, специализирующихся на разблокировке терминалов и их локализации. Правда, весьма осторожная география развития легальных продаж (iPhone 3G будет продаваться в 70 странах, но, к сожалению, Россия не входит в этот список) связана и с необходимостью инвестиций в создание сети сервис-центров — новым iPhone тоже свойственно время от времени выходить из строя, как и любой другой электронике.