Временами, разбираясь в ящиках своего рабочего стола, я натыкаюсь на старые электронные “игрушки” — коммуникаторы, карманные компьютеры, органайзеры и, конечно, мобильные телефоны. Выбрасывать их жалко, а иногда просто лень — так и пылятся в забытьи. Но недавно,посмотрев на результаты глобального опроса потребителей, проведенного компанией Nokia, я выяснил, что значительное большинство пользователей из стран США и Европы (опрошено 6,5 тыс. человек из 13 стран) действуют примерно также — только 3% абонентов мобильной связи сдают свои мобильные телефоны на переработку, несмотря на то что у большинства из них дома имеются старые и ненужные устройства. Причем интересно, что трое из четырех опрошенных, живущих в странах, где активно действуют пункты и сервисы утилизации мобильников, не задумывались о возможности переработки своих устройств, а половине респондентов даже не было известно о такой возможности.

Интересно, что, если бы каждый из 3 млрд. владельцев мобильных телефонов в мире сдал бы на переработку всего лишь одно неиспользуемое устройство, можно было бы сэкономить аж 240 тыс. т. сырья и сократить выбросы парниковых газов в объеме, аналогичном прекращению эксплуатации 4 млн. автомобилей. Оказывается, что даже совсем незначительные усилия отдельных людей могут дать заметные результаты, если они действуют сообща.

В среднем каждый пользователь (Россия в данном случае не исключение — история мобильной связи в нашей стране ведется с 1992 г.) приобрел пять мобильных телефонов, но лишь очень небольшое количество из них направляется на переработку после окончания срока службы. Кроме тех самых 3% опрошенных, которые сдают на переработку свои старые телефоны зачастую за деньги, а не в зачет стоимости новых устройств, весьма незначительное количество устройств (всего 4%) направляется на свалку. У большинства опрошенных (44%) старые и неиспользуемые телефоны просто хранятся дома в качестве резервных телефонов на случай поломки основной трубки (подменный фонд в сервис-центрах оставляет желать много лучшего), а еще четверть абонентов отдают свои старые телефоны родственникам и друзьям после покупки себе более современного устройства. Незначительная часть абонентов (порядка 16%) продают свои старые устройства с помощью интернет-аукционов и форумов в сети Интернет.

Между тем, как показывают результаты исследования Nokia, одной из основных причин такого небольшого количества пользователей, сдающих свои мобильные телефоны на переработку, является незнание о такой возможности. И если для крупных организаций вопрос с утилизацией более-менее решен (их собирают у сотрудников централизованно), то у рядовых абонентов вариантов нет — значительного числа пунктов приема у населения старых мобильников в России пока нет. А заставить продавцов техники и дилеров сотовой связи заниматься приемом отработанных электроприборов, как это делают в странах ЕС, где действует Европейская директива по электротехнике и электронному лому, практически нереально. Если верить столичным экологам, по адресу сегодня попадает не более 25% сломанных трубок. Обычно их просто выбрасывают или, когда речь идет о значительном количестве, сбывают как некондиционный товар мелким ремонтным мастерским.

В свое время я побывал на заводе по уничтожению мобильных терминалов — на одном из предприятий МГУП “Промотходы” в Проектируемом проезде 5113 (остались в столице и такие названия). Первый этап утилизации мобильных телефонов — банальная сортировка. Обычно трубки привозят в огромных коробках и навалены они туда без всякого разбора. Трубки сортируют по производителям и моделям и раскладывают по пластиковым контейнерам. Производители телефонов позиционируют свои аппараты как “самые маленькие” и “самые легкие”, но для деструктора-утилизатора мобильный телефон не просто трубка. Это еще и зарядное устройство и даже упаковочная коробка, хотя на завод редко поступают комплектные трубки. Чаще всего попадаются простые трубки со стертым корпусом и разбитым экраном — отправитель старается, чтобы мобильные телефоны, предназначенные для утилизации, нельзя было пустить во вторичную продажу. В среднем каждая единица, предназначенная для уничтожения, весит от 200 до 400 г.

На втором этапе происходит отделение батарей, печатных плат и корпуса. Электронные платы разбирают в отдельном помещении — выковыривают и аккуратно сортируют микросхемы, на специальной гильотине отрезают золотосодержащие контакты и разъемы. Кстати, встречаются в мусоре передние панели и печатные платы мобильных телефонов прямо в целлофане: их так и не использовали и целехонькими отправили в утиль, или модель уже давно снята с производства, и дешевле оказалось ее уничтожить. Батареи отвозят на специальные заводы, которые занимаются их захоронением, обычно это самая “вредная” часть сотового телефона. Корпуса идут в дробильную машину, платы (после отделения контактов из драгоценных металлов) — туда же.

Спросите, а что же делают с сегментами, содержащими серебро и золото? Дело в том, что в печатной плате содержатся сотые, а то и тысячные доли грамма золота. А кило серебра получается из нескольких кубометров “ценной” смеси. Дальнейшая судьба драгметаллов, добытых электролизным методом из тонн сотового утиля, такова: их переправляют на аффинажное предприятие, затем следует дополнительная очистка и сдача в Гохран.

Третий этап — размельчение корпусов и плат, создание из них однородного концентрата. Здесь уж смешиваются сотовые трубки различных марок без разбора. Производится эта операция в небольшом помещении, где стоит достаточно шумный здоровенный агрегат — рабочие называют его “пожиратель”, или “челюсти”. Через специальный лоток сотовые телефоны засыпают в роторную дробилку — здесь их раздирают на мелкие куски размером от 2,5 до 5 мм, а потом молотковая дробилка разбивает их в пыль. После этого воздушным потоком легкая пластмассовая фракция отделяется от металлического порошка, она, в свою очередь, также разделяется по весовым категориям на специальном вибростоле. Мокрая пластмассовая стружка после этого уходит на другие заводы, где используется как компонент для дорожного покрытия и пластиковых “отбойников” на дорогах. А из порошка на других заводах извлекают драгметаллы и полезные ингредиенты (каждая трубка разделяется на 10 и более компонентов). В итоге в дело идет примерно 98--99% материалов отслуживших свое телефонов.