С целью расширения пакета решений для мобильного доступа к Интернету оператор связи МТС совместно с компаниями Microsoft и Fujitsu Siemens Computers (FSC), представил решение, состоящее из ноутбука на базе ОС Windows Vista со встроенным 3G-модемом, SIM-карты МТС и специального тарифного плана для передачи данных. С 1 августа этот аппаратно-программный комплекс будет доступен в розничной продаже в Москве, где отмечается значительное количество потенциальных абонентов, но пока, к сожалению, ни у одной компании “большой тройки” нет работающей сети третьего поколения.

Выход на рынок с таким проектом закономерен — мобильный Интернет является в настоящее время основным движителем развития рынка мобильных услуг, а рынок мобильного ШПД в России к 2012 г., когда сети 3G будут развернуты во всех регионах страны, вырастет до 3,4 млрд. долл. Причем уже сейчас 73% опрошенных пользователей (по данным Pyramid Research, исследование Global MMPC Servey) хотели бы иметь ноутбук с 3G-модемом. Напомним, что сегодня такие комплексные решения предлагают ведущие операторы сотовой связи, в том числе Vodafone (Великобритания), T-Mobile (Германия), Orange (Франция), Telefonica (Испания), TIM (Италия), Vodacom (ЮАР). При этом технику им кроме Fujitsu Siemens Computers вполне активно поставляют такие производители, как Asus, Toshiba, HP, Dell и т. д.

По информации Михала Лихнера, директора по маркетингу Fujitsu Siemens Computers в Центральной и Восточной Европе, пользователям будет предложено 12 моделей ноутбуков по цене от 12 до 50 тыс. руб. Сюда входит четыре категории устройств — высокопроизводительные Celsius серии H, Lifebook серии E, Esprimo серий D и Esprimo mobile серии V, мобильные Lifebook серии S, Esprimo mobile серии М, ультрамобильные Lifebook серии P, S6, Esprimo mobile серии U, а также ноутбуки-трансформеры с рукописным вводом — Lifebook серии T и P. При этом Fujitsu Siemens Computers будет работать только с МТС.

По словам Сергея Бешева, директора МТС в Московском регионе, планируется до конца 2008 г. реализовать 10 тыс. преднастроенных ноутбуков (в собственных офисах продаж и с помощью торговой сети “Белый ветер Цифровой”). “Мы хотим отучить людей пользоваться внешними модемами”, — отметил г-н Бешев. Однако, на наш взгляд, такой подход при вполне реальном плане продаж несколько опрометчив, поскольку вряд ли владельцы суперпортативных ноутбуков и других мобильных ПК массово будут менять свою технику для подключения к Интернету.

В целом идея МТС, Microsoft и FSC вполне здравая — абоненты оператора связи теперь смогут сделать выбор между внешним модемом или современным компьютером, в который уже встроен модуль, поддерживающий все последние технологии мобильной передачи данных в сотовых сетях. Отметим, что встроенный 3G-модуль в ноутбуках Fujitsu Siemens Computers поддерживает как инновационную высокоскоростную технологию HSDPA, обеспечивающую скорость передачи данных до 3,6 Мбит/с, так и широко распространенные протоколы передачи данных GPRS/EDGE. При покупке ноутбука клиенту в течение четырех месяцев бесплатно предоставляется 100 Мб интернет-трафика ежемесячно. Пользователям, приобретающим такой ноутбук, будет предложено три тарифных плана с включенным трафиком от 200 Мб до 1 Гб.

Из положительных сторон подобного решения можно отметить, что ноутбук со встроенным адаптером мобильной связи является полностью готовым к работе решением для беспроводного широкополосного доступа в Интернет (при условии его нахождения в зоне действия сети 3G). Это решение преднастроено, поэтому пользователь может выйти в Интернет сразу после покупки ноутбука и активизации копии Windows Vista. Причем кроме 3G-модуля для беспроводного широкополосного доступа в ноутбуке устанавливается специальная 3G-антенна (она размещена, как правило, вдоль экрана) и считывающее устройство для SIM-карты.

По мнению Стена Биргера, генерального директора “Microsoft Россия”, ключевыми сценариями использования этого продукта станет оперативная работа с электронной почтой, поиск информации в Интернете, загрузка данных, обработка мгновенных сообщений, общение в социальных сетях, использование мультимедийных приложений. Правда, руководство МТС никак не обмолвилось о VoIP-сервисах, которые можно использовать в скоростных беспроводных сетях (скорость канала это позволяет) — скорее всего по примеру западных операторов сервисы типа Skype будут запрещены для мобильных пользователей.

Напомним, что о возможности разработки такого предложения компании МТС и Microsoft объявили еще в феврале на Конгрессе 3GSM в Барселоне. С начала года МТС предлагает абонентам решение для беспроводного доступа в Интернет “МТС Коннект” — USB-модемы (производства Hawei) и PCMCIA-карты (Sony Ericcson и Huawei), а также специальный тариф для передачи данных.

Подобные проекты развивают и в соседней Украине. Так, в начале июля в Киеве оператор “Астелит”, а также компании Intel, Microsoft и “Навигатор” (локальный украинский сборщик компьютеров) представили проект “Вихрь возможностей” — ноутбук со встроенной SIM-картой Life:) для передачи данных в стандарте GPRS/EDGE. Причем бонусы при подключении предложены аналогичные МТС — 100 Мб интернет-трафика в течение нескольких месяцев бесплатно. Правда, оператор связи в ближайшее время не планирует заключать договор на предоставление UMTS-связи своим абонентам, поэтому пользователям придется довольствоваться EDGE.

Михал Лихнер и Сергей Бешев рассчитывают на то, что основными пользователями предложения от МТС и Fujitsu Siemens Computers в России будут свободные профессионалы (агенты по аренде недвижимости, юристы, трейдеры и т. д.), а также мобильные сотрудники компаний, которые будут покупать ноутбук взамен устаревшей техники. Кроме того, МТС предполагает продвигать такие решения на больших предприятиях и в компаниях среднего и малого бизнеса.

Однако если ситуация с продажей преднастроенных ноутбуков в собственных офисах МТС в целом ясна, то в торговой сети “Белый ветер Цифровой” она пока не определена. Несмотря на бодрые уверения Сергея Бешева о том, что вопрос давно решен, Андрей Терляков, руководитель направления “Ноутбуки” компании “Белый Ветер Цифровой”, сообщил нам, что на сегодняшний день есть только предварительное соглашение о совместном продвижении мобильного доступа в Интернет через эту торговую сеть и “идет проработка деталей, утверждение модельного ряда и проговариваются условия сотрудничества”. При этом “мобильные ПК изначально не “залочены” только под предоставление услуг МТС” и “будут продаваться во всех магазинах сети “Белый Ветер Цифровой”, в первую очередь в тех городах, где сети 3G уже существуют”. Отметим, что в магазинах торговой сети уже продается две модели со встроенным 3G-модемом и контрактом “МТС Onliner” стоимостью от 30 до 60 тыс. руб.

В компании “МегаФон-Москва”, одном из явных конкурентов МТС на столичном рынке, скептически восприняли планы бывшего коллеги (некоторое время назад Сергей Бешев работал в этой компании в должности коммерческого директора столичной сети). По словам наших источников, “МегаФон-Москва” сосредоточится на продвижении миниатюрных USB-модемов с поддержкой сетей третьего поколения, которые стоят 100--150 долл. и могут быть подключены к любой существующей технике, а не только к новому ноутбуку, стоимость которого начинается от 18--20 тыс. руб.