В июле информационно-аналитический портал Anti-malware.ru, ведущий свою историю с 2005 г. и посвящённый ПО в области защиты информации, обнародовал свой ежегодный анализ российского рынка антивирусного ПО. Как утверждается в отчёте, в 2007 г. суммарный объём этого рынка составил (в ценах потребителей) 127 млн. долл., что почти на 90% выше аналогичного показателя 2006 г. По мнению авторов, ключевыми факторами роста данного рынка явились дальнейшее развитие корпоративного сегмента и розничных продаж, увеличение доли государственных заказов, а также снижение уровня пиратства.

Согласно данным исследования, лидерство на этом рынке по-прежнему удерживает “Лаборатория Касперского” (ЛК) с объёмом продаж в 60,2 млн. долл. и долей рынка 47%. Второе место с объемом продаж в 24,5 млн. долл. занимает корпорация Symantec. По мнению авторов отчёта, её доля на российском рынке антивирусной защиты за прошлый год уменьшилась на 8,9% и составила 19,3%.

Из отчёта следует, что компании Trend Micro и “Доктор Веб” также ослабили свои позиции на российском рынке: их доли уменьшились на 3,9 и 2,8%, а объём продаж составил 8,6 и 8,4 млн. долл. соответственно. Компания Eset смогла обойти их и занять третью позицию с долей 14,4% и объемом продаж 18,3 млн. долл.

Места с четвёртого по девятое авторы исследования отвели компаниям Trend Micro (7%), “Доктор Веб” (7%), McAfee (3%), Panda Software (2%), Sophos (1%) и F-Secure (1%). Остальные игроки российского рынка антивирусного ПО — Agnitum, Aladdin, Avira, BitDefender, Microsoft и Safe'n'Soft Software (перечислены в алфавитном порядке) — попали в категорию “прочие поставщики” с суммарной долей рынка 4%.

Обратите внимание, что в официальных итогах исследования Anti-malware.ru сумма всех долей рынка составляет не 100, а 105%! Авторы объясняют этот феномен ошибками округления. Приводить же ещё одну цифру после запятой они не решаются. Возможно потому, что погрешность данных оценок составляет отнюдь не доли процента.

В 2008 г. эксперты портала прогнозируют 70%-ный рост рынка антивирусного ПО в России, то есть его суммарный объём должен составить не менее 210 млн. долл. Ожидаются изменения и в пятерке лидеров. При благоприятном стечении обстоятельств компания Eset может сохранить высокие темпы роста и опередить по объему продаж Symantec. Кроме этого “Доктор Веб” за счёт успешного продвижения сервиса Dr.Web AV-Desk может обойти Trend Micro в борьбе за четвёртую позицию.

По мнению авторов исследования, не стоит забывать и других игроков: “Компания McAfee открыла официальное представительство на территории России и заявила о своих намерениях инвестировать в российский рынок значительные средства. McAfee ведёт активную работу с партнёрами, но на фоне текущей активности других конкурентов в 2008 г. значительных успехов от нее ожидать не приходится”. Напомним, однако, что по данным IDC, компания McAfee (наряду c Symantec и Trend Micro) входит в первую тройку мировых производителей, работающих в области обеспечения информационной безопасности. А в 2007 г. её оборот в России увеличился по сравнению с 2006-м на 50% (см. PC Week/RE, № 22/2008). Так что недооценивать возможности этого разработчика нельзя.

“Ещё один относительно новый игрок, компания BitDefender, обладает очень неплохим потенциалом, однако в 2008 г. мы вряд ли станем свидетелями её быстрого роста, — отмечает управляющий партнёр Anti-malware.ru Сергей Ильин. — Представительства BitDefender и Eset в России имеют общего владельца, что не позволит первому атаковать своего более успешного побратима”.

Как и следовало ожидать, в стане поставщиков антивирусного ПО отчёт вызвал весьма неоднозначную реакцию — от резко негативной до умеренной. “C итогами данного исследования мы категорически не согласны, — говорит генеральный директор компании “Доктор Веб” Борис Шаров. — Более того, с некоторых пор оценки чего бы то ни было, представляемые так называемым “независимым форумом” Anti-malware.ru, для нас не представляют интереса. Как оказалось, они ни антивирусы не умеют оценивать, ни рынок. К тому же давно известно, что главный организатор и лидер данного портала Сергей Ильин на самом деле является сотрудником “Лаборатории Касперского” Ильёй Шабановым. В этом свете интересно, как они обошлись с другими оценками рынка: цифры пресс-релиза ЛК о деньгах и доле приведены практически один к одному, а цифры, заявленные Eset, уменьшены на 2 млн. долл. Мы заявлений никаких не делали, поскольку не желаем сравнивать свои показатели, легко проверяемые на уровне налоговой инспекции, с показателями зарубежных компаний, проверить которые невозможно, но нам просто на глазок отвели некую долю и некую сумму, заработанную нами, если я не ошибаюсь, в 2006 г., а отнюдь не в 2007-м. Как можно говорить о том, что мы теряем рынок, если в 2007 г. наши продажи увеличились в 2,4 раза, то есть больше, чем “по Ильину” вырос сам рынок!”.

В ЛК не отрицают того факта, что Илья Шабанов является их сотрудником. Но не видят в этом ничего плохого. К тому же, как отмечает руководитель отдела стратегического маркетинга Kaspersky Lab EEMEA Олег Гудилин, практически все члены экспертного совета Anti-malware.ru работают в тех или иных компаниях. Если зайти на этот портал, то можно воочию убедиться, что, например, среди платиновых фирм-партнёров данного ресурса значатся Symantec и Aladdin Software Security R.D., а одним из золотых партнёров является “ДиалогНаука”. Среди же почти десятка членов экспертного совета портала есть руководитель центра компетенции Trend Micro Михаил Кондрашин.

“Никакой аффилированности между ЛК и Anti-malware.ru нет, — подчёркивает Олег Гудилин. — Как нет и денежной поддержки проекта Anti-malware.ru с нашей стороны". Как нам стало известно, недавно у Сергея Ильина вышел аналитический конфликт с ведущим экспертом ЛК Александром Гостевым.

Сергей Ильин также не отрицает факт сотрудничества с ЛК и другими фирмами. “Да, с некоторыми компаниями, в том числе достаточно известными в индустрии, я работаю как частное лицо, что обеспечивает мне постоянный источник дохода и средства на развитие портала, — сказал он в одном из интервью. — Но в перспективе моим единственным местом работы должен стать Anti-malware.ru… До настоящего времени мы не привлекали инвестиции в развитие портала со стороны и не планируем делать это в ближайшее время… Что же касается псевдонима, то я считаю, что публичность в определённом смысле ограничивает человека и может причинять неудобства не только ему, но и тем, кто его окружает”.

Однако вернёмся к реакции на отчёт ИТ-сообщества. Негативно относятся к нему и в компании Eset. “Есть несколько причин, которые не позволяют признать ценность данного исследования, — говорит глава московского представительства Eset Андрей Албитов. — Во-первых, обороты вендоров, приведенные авторами статьи, существенно расходятся с официальными результатами компаний. Так, 2007 г. ЛК завершила с показателем 62 млн. долл., Eset заявляла о 22,5 млн. (около 5% суммы оборота приходится на страны СНГ без учета Украины), а представители Symantec говорили о росте в 26% (что теоретически соответствует 23,9 млн. долл.). Во-вторых, в соответствии с условиями исследования участие в нём представителей вендоров, дистрибьюторов и реселлеров невозможно. Но тогда не совсем понятно, откуда именно авторы отчёта черпают информацию. В-третьих, мировая практика рыночных исследований основывается на совершенно других принципах. Законодатели мод IDC и Gartner непосредственно обращаются к вендору, тщательно проверяют информацию и только после этого выпускают данные в СМИ. К сожалению, культура анализа рынка прикладного ПО и антивирусных решений в России не столь высока, поэтому читателям и самим вендорам приходится довольствоваться косвенными данными, такими как популярность, распространенность ПО и т. д. Очевидно и другое: все вопросы вокруг подобных исследований, напоминающих манипуляции фокусника с абстрактными цифрами, будут сняты только тогда, когда вендоры, работающие в России, приобретут статус публичных компаний с сопутствующей прозрачностью активов и сделок”.

Истинные причины конфликта с Eset Сергей Ильин видит в том, что в тестах портала продукты этой компании выглядели не самым лучшим образом. А о методике подготовки отчёта “Анализ рынка антивирусной защиты России 2007--2008” г-н Ильин говорит так: “При расчётах мы учитывали данные доходов вендоров (официальные и неофициальные), размеры наценок в каналах, собирали сведения у крупных дистрибьюторов антивирусного ПО об объёмах продаж того или иного вендора, использовали собственные экспертные оценки. Полученная информация обрабатывалась (например, делалась корректировка только для России, выбрасывались продажи антиспама и т. п., проверялась корреляция между различными источниками). В то же время продажи комплексных продуктов учитывались, так как антивирус в них является центральным компонентом решения. Но у некоторых вендоров есть много “околоантивирусных продуктов”, таких как Symantec Security Information Server, Symantec IM Manager и т. д. Их продажи также нужно было отнимать от общей цифры. И ещё один важный момент. Некоторые вендоры, например Eset, указывают официальные цифры по всему региону продаж, а это не только Россия, а всё СНГ. В этом случае вклад других стран в общий котел мы отнимали”.

Создалось ощущение, что основное бремя составления отчёта Сергей Ильин взял на себя. Во всяком случае, когда мы попросили прокомментировать данный отчёт Михаила Кондрашина, входящего в экспертный совет портала, то его ответ прозвучал так: “Увы, но лично я компетентен только в вопросах безопасности и соответствующих продуктах, но не в финансовых показателях”. Как выяснилось, своих оценок у Trend Micro по российскому рынку для публикации нет. Не смогли привести свои оценки антивирусного рынка России и “ДиалогНаука”, и ряд известных российских дистрибьюторов ПО. К сожалению, получить отзывы представителей Symantec и McAfee к моменту выхода данной статьи нам не удалось.

Некоторые цифровые комментарии к исследованию Anti-malware.ru представила лишь “Лаборатория Касперского”. “Мы склонны полагать, что этот портал несколько занижает объём рынка в ценах конечных пользователей, — пояснил Олег Гудилин. — На наш взгляд, эта оценка ближе к 135 млн. долл. Что же касается нашей доли и темпов роста, то они примерно соответствуют действительности, хотя и свои показатели мы оцениваем несколько выше. В целом же оценка Anti-malware.ru по нашей доле рынка близка к оценке IDC, в соответствии с которой наша доля на рынке антивирусной и контентной фильтрации составляет 46%. Но напомню, что IDC оценивает рынок в вендорских деньгах. А вот с чем мы не можем согласиться, так это с выводом Сергея Ильина о том, что рынок не насыщен, что у вновь выходящих на него компаний по-прежнему высоки шансы “урвать кусок пирога” и их приход может радикально изменить расстановку сил. Одним из основных движителей роста рынка является его обеление, снижение уровня пиратства. Согласно данным исследования, проведенного Business Software Alliance и IDC, в 2007 году уровень пиратства в России снизился еще на 7% и достиг отметки 73%, что стало абсолютным рекордом за всю историю наблюдений BSA. Этот фактор положительно воздействовал на все сегменты ИТ-отрасли, включая антивирусную индустрию. Но дальше с такой скоростью уровень пиратства снижаться не будет и рынок будет расти все замедляющимися темпами. Кроме того, на российском антивирусном рынке уже присутствуют сильные игроки и конкуренция очень высока. В таких условиях порог выхода на рынок существенно выше, чем, скажем, было несколько лет назад, и 2007-й стал, пожалуй, последним годом, когда новички имели шанс активно заявить о себе и могли надеяться на значимую долю в будущем. Что касается прогнозов, сделанных Anti-malware.ru на 2008 г., то существует очень много факторов, от которых зависит, сбудутся они или нет, обычно на российском рынке самым показательным является второе полугодие, вернее даже, IV квартал. Поэтому мы пока воздержимся от собственных оценок, но безусловно борьба, разворачивающаяся между четвёркой Symantec, Eset, Trend Micro и “Доктор Веб”, это главная интрига нынешнего года”.

Однако “прочие поставщики” (c суммарной долей рынка 4%) не унывают, не пытаются сменить направление деятельности и не торопятся спешно покинуть “поле боя”. Скорее наоборот. “Оценка Anti-malware.ru, пожалуй, вполне адекватна нашему текущему положению на рынке антивирусных решений, — отмечает коммерческий директор Agnitum Виталий Янко. — Но наша компания находится на этом рынке лишь с середины прошлого года (хотя новые антивирусные продукты Outpost уже перегнали в оборотах наш традиционный Firewall). Пока мы не имеем корпоративного антивирусного продукта, поэтому нам тяжело тягаться с остальными игроками, соревнуясь с ними лишь в классе решений SoHo. В то же время, согласно нашим оценкам, мы удерживаем долю в 8--10% сегмента решений для домашних пользователей. Основной же рост продаж Agnitum намечен на вторую половину 2008-го и начало 2009 гг., когда планируется выпуск корпоративной версии антивирусных решений Outpost”.

Ещё одним из “прочих поставщиков” является компания F-Secure, интересы которой в нашей стране представляет фирма “Сфера Бизнес Системы”. “Безусловно, ведущие игроки, занявшие прочные позиции на российском антивирусном рынке, ещё долгое время будут удерживать их, — говорит генеральный директор этой компании Антон Даниленко. — Но и остальные вендоры борются за конкретных потребителей или конкретные сегменты, постепенно завоевывая доверие пользователей. Что касается F-Secure, то на российском рынке эта компания заявила о себе летом 2006-го и за два года успела отвоевать определённую часть корпоративного сегмента. Конечно, доля данного вендора пока невелика, но к 2010 г. мы планируем занять не менее 5% антивирусного рынка. Уже по итогам первого полугодия 2008-го объем продаж решений F-Secure в нашей стране в разы превысил аналогичный показатель прошлого года. Дальнейшему росту продаж будут также способствовать улучшение и локализация всех продуктов этого разработчика”.

Честно говоря, порталу Anti-malware.ru не позавидуешь. Анализ структуры рынка антивирусного ПО, как и анализ структуры любого другого сегмента софтверного рынка, -- очень трудная задача. Практически невыполнимая. Хотя бы потому, что на этом рынке нет даже двух продуктов с абсолютно одинаковой функциональностью. Практически всегда можно найти показатель, по которому один продукт существенно отличается от остальных. К тому же кроме чисто софтверных решений по обеспечению информационной безопасности есть различные — и, как правило, исключительно мощные — программно-аппаратные комплексы.

“Большинство игроков рынка антивирусного ПО, представленных в отчёте Anti-malware.ru, именно антивирусным ПО в основном занимались и занимаются, — отмечает руководитель направления контент-безопасности Aladdin Software Security R.D. Владимир Бычек. — Как правило, все они в своём развитии шли, отвечая на запросы потребителей, от персональных средств защиты к корпоративным решениям. Наша же компания оказалась упомянутой в этом отчёте, видимо, исключительно потому, что имеет собственные антивирусные сигнатурный и проактивный движки, а также ряд технологий для борьбы с современными вредоносными кодами, используемые нами в наших же программно-аппаратных решениях, ориентированных в основном на корпоративный рынок и рынок провайдеров услуг доступа в Интернет. Если бы мы лицензировали антивирусы сторонних фирм, как это делают наши основные “железные” конкуренты, то так же как и они, в этом отчёте не оказались бы. Хочу подчеркнуть, что серьёзные решения, представленные на рынке обеспечения информационной безопасности, в подавляющем большинстве случаев не конкурируют, а дополняют друг друга, что отлично вписывается в проповедуемую многими компаниями-заказчиками концепцию эшелонированной обороны. Хочу также отметить, что я считаю не совсем корректным упоминание нас в отчёте Anti-malware.ru, поскольку антивирусная защита является только небольшой частью функционала наших продуктов и решений и главный для нас рынок мы делим вовсе не с перечисленными в отчёте фирмами”.

После спича Владимира Бычека, несколько перефразируя слова из известного мультфильма, так и хочется сказать: “Ребята, давайте жить дружно и сообща строить системы эшелонированной обороны! А уж если конкурировать друг с другом — то исключительно на технологическом уровне. А не на уровне компромата”.