Сегодня любой ИТ-директор просто обязан представлять себе корпоративный потенциал Linux и другого популярного ПО с открытым кодом. Количество и разнообразие проектов с их применением растет с каждым годом, так что организации могут использовать подобный инструментарий в процессах едва ли не любого типа. Но есть три быстро развивающиеся сферы, где он обещает наибольшую отдачу. Это — IP-телефония, управление взаимоотношениями с клиентами и мобильность.

Пока компании используют ПО с открытым кодом в весьма скромных масштабах. “Такие проекты носят, главным образом, локальный и сугубо экспериментальный характер, не выходят за рамки внутренней инфраструктуры”, — отметил Бернард Голден, исполнительный директор компании Navica, которая специализируется на системной интеграции и предоставлении консультационных услуг в области Open Source.

Лишь некоторые организации явно отдают предпочтение подобным технологиям, а не коммерческим альтернативам, используя последние лишь в случае крайней необходимости. Однако найти предприятие, рискнувшее перевести всю свою ИТ-стратегию на фундамент ПО с открытым кодом, удастся едва ли. Такой вывод полностью подтверждают и отраслевые исследования. Среди стратегических программных инициатив подход Open Source все еще не получил высокого приоритета. Бизнес воспринимает его как тактический инструментарий для решения критически важных задач — претворения в жизнь корпоративной стратегии сотрудничества, развертывания сервисно-ориентированных архитектур (SOA), реализации концепции Web 2.0 и т. д. Именно это, в частности, показало исследование, проведенное консультационной компанией Forrester Research в декабре прошлого года.

Если не считать Linux, распространение Open Source носит довольно ограниченный характер. Проведенный той же Forrester в 2006 г. опрос руководителей североамериканских и европейских компаний показал, что таким ПО уже пользуется примерно треть респондентов из Северной Америки и 39% из Европы. Но когда год спустя из очередного исследования была исключена ОС Linux, этот показатель моментально снизился до 17% в Северной Америке и до 21% в Европе.

Так почему же, спрашивается, Linux пользуется популярностью в корпоративной среде, а другое ПО с открытым кодом нет? Во-первых, ведущие дистрибутивы этой ОС известны гораздо шире, чем остальные, а во-вторых, технология Linux отлажена намного лучше, чем большинство других программ Open Source.

И все же, согласно исследованию Forrester, интерес к этим технологиям в той или иной степени проявляют две трети опрошенных. А это значит, что существует огромный потенциал для перевода приложений и процессов деловой сферы на ПО с открытым кодом.

“Подход Open Source проникает практически во все сегменты ПО”, — утверждает Рейвен Захари, директор исследовательской компании The 451 Group, курирующий изучение данного аспекта. Он полностью подтверждает, что открытый код получает все более широкое распространение на рынке ПО. “В любой сфере современного предприятия, где ПО играет более-менее значительную роль, сегодня обязательно встретишь и альтернативу Open Source”, — отметил Захари.

Переход на ПО с открытым кодом не только дает существенную экономию финансовых средств (ведь многие дистрибутивы предлагаются совершенно бесплатно), но и обеспечивает хорошую масштабируемость и гибкость. А это, по наблюдениям Голдена, помогает ИТ-директорам еще эффективнее вписываться в свои статьи бюджета. Исследователь-аналитик компании Forrester Пол Хамерман добавил: “Зрелые проекты с открытым кодом зачастую составляют вполне конкурентоспособную и при этом недорогую альтернативу коммерческой продукции. Так что сейчас все чаще встречается бизнес-модель на базе ПО с открытым кодом с дополнительными сервисами и лицензированием”.

Хотя главным аргументом в пользу Open Source остается экономия денежных средств, важное значение для ИТ-руководства имеет также гибкость применения подобных приложений. “Под гибкостью в данном случае понимается возможность адаптировать ПО с открытым кодом к конкретной среде и при необходимости вносить изменения в исходные тексты”, — пояснил Захари из The 451 Group. И всё же он советует ИТ-менеджерам ставить во главу угла экономический аспект программ, обрисовывать их привлекательность с финансовой точки зрения, даже если переход на ПО с открытым кодом обещает и другие преимущества.

Динамика проблем

Как ни привлекательно выглядят достоинства ПО с открытым кодом, ИТ-директору не стоит забывать и о многочисленных проблемах с ним. Как свидетельствуют результаты проведенного в 2007 г. исследования Forrester, основные проблемы на пути широкого распространения Linux и всех других дистрибутивов связаны с вопросами безопасности, а также с доступностью технического обслуживания и поддержки.

Некоторые ИТ-директора убеждены, что в мире Open Source профессиональная техническая поддержка напрочь отсутствует. Однако, по наблюдениям Захари, такое мнение постепенно исчезает, поскольку производители начинают предлагать соглашения об уровне обслуживания для самых популярных компонентов с открытым кодом.

Беспокойство относительно технической поддержки считает чрезмерным и Голден из Navica: “Большинство организаций, уже взявших на вооружение ПО с открытым кодом, убедились, что вопросы технической поддержки и сопровождения стоят не слишком-то остро. Зачастую проблем с такими программами возникает гораздо меньше, чем с коммерческими разработками”.

Тем не менее очень важно как можно ближе познакомиться с подходом Open Source и четко осознать разницу между ИТ-продуктами, ориентированными на добровольное сообщество, и софтом, предназначенным для конкретного разработчика. Главным препятствием на этом пути Голден считает культурные различия, поскольку при переходе на ПО с открытым кодом организациям приходится одновременно изменять и отношение, выработанное за годы общения с коммерческими системами.

Таким образом, на первый план в большинстве компаний выходит обучение персонала, особенно из ИТ-служб и юридических и снабженческих подразделений. “Некоторые юристы относятся к лицензиям на ПО с открытым кодом с большим подозрением, особенно, когда речь идет о стандартной лицензии GPL или сохранении прав копирования (практике изменения авторских прав на ПО). — предупреждает Захари из The 451 Group. — В подобных случаях их сильно тревожат вероятные последствия нарушения интеллектуальной собственности”.

А вот у отделов снабжения наибольшее смущение вызывает совершенно иной характер “приобретения” ПО с открытым кодом с точки зрения его обслуживания и отсутствия лицензий на сопровождение, столь привычных для коммерческих продуктов. Но Захари уверен: “Со временем, когда бизнес освоится в мире Open Source, все эти проблемы сгладятся”.

Открытая телефония

IP-телефония — одна из тех областей, где сильнее всего сказывается влияние подхода Open Source. Коммерческие решения такого типа здесь предлагают многие компании, включая Digium, Fonality и Pingtel (принадлежит Bluesocket), причем их разработки способны удовлетворить требования не только малого и среднего бизнеса, но даже крупных предприятий.

“Известны и региональные предложения из области IP-телефонии, в рамках которых предлагаются хостинговые сервисы на базе ПО с открытым кодом, — заявил Захари. — Сообщество Open Source развернуло целый ряд проектов, многие из которых нацелены на потребительский рынок”. Наглядными примерами реализации систем такого рода могут служить Asterisk, CallWeaver и SipXecs.

В 2004 г. инвестиционная группа недвижимости Hersha Hospitality, вкладывающая деньги в гостиницы, технопарки и пригородные офисы, перешла с телефонной системы с временным уплотнением TDM (time-division multiplexing — мультиплексная передача с временным уплотнением) на решение IP-телефонии компании Digium. Ее прежняя система обладала ограниченной пропускной способностью и не удовлетворяла потребностям растущего масштаба деятельности компании. Для решения этой проблемы было рассмотрено несколько различных вариантов, в том числе системы TDM и гибридные решения, сочетающие в себе IP-телефонию и TDM. В конце концов предпочтение было отдано IP-телефонии в силу невысокой стоимости звонков и наличия таких дополнительных функций, как внутренние телеконференции. Чтобы сэкономить еще больше, было решено не тратиться на коммерческий продукт, а создать внутри компании собственную систему на основе ПО с открытым кодом.

“При выборе решения для IP-телефонии мы предъявляли два требования: оно должно быть предельно гибким и простым в использовании, — вспоминает Джейсон Шейн, ИТ-директор группы Hersha. — Обоим этим условиям в полной мере соответствовал Asterisk”.

Систему на базе этой технологии ИТ-отдел Hersha создавал поэтапно. В ходе одной из стадий была предпринята попытка расширить систему IP-телефонии так, чтобы сотрудники штаб-квартиры в Харрисбурге могли беспрепятственно общаться со своими коллегами из Филадельфии с помощью телефонных звонков и конференц-связи. Однако добиться этого оказалось намного сложнее, чем предполагалось, поэтому пришлось обратиться к услугам консультационной компании EUS Networks. Она и помогла сделать системы IP-телефонии в Харрисбурге и Филадельфии более масштабируемыми.

EUS завершила все работы в 2007 г., и теперь Hersha использует систему на базе Asterisk в качестве своей магистрали речевой связи. Установленные здесь серверы IP-телефонии обслуживают прямые вызовы между сайтами и удаленными офисами, голосовую почту, телеконференции и другую связь. По оценке Шейна, система Asterisk обошлась его компании примерно на 375 тыс. долл. дешевле коммерческого решения такого типа.

Благодаря новой системе IP-телефонии группа Hersha получила возможность быстро развертывать удаленные офисы, а ее сотрудники и мобильные пользователи теперь могут общаться по голосовой почте, направлять факсы по электронной почте, обмениваться с коллегами и партнерами мгновенными сообщениями. В дальнейшем планируется развернуть систему мгновенных сообщений в масштабе всего предприятия (для этого будет использована платформа под названием Openfire), связав ее с IP-телефонами и электронной почтой.

Но пройденный путь оказался далеко не легким. Труднее всего было преодолеть восприятие ПО с открытым кодом как чего-то совершенно бесплатного. Но, увы, ничего не стоило лишь само ПО, а за реализацию и поддержку системы нужно было платить. “Но как только мы увидели, во что обошлась нам новая система, и организовали ее поддержку, оглядываться назад сразу же расхотелось”, — сказал Шейн.

Во благо клиентам

Еще одной перспективной областью применения ПО с открытым кодом являются системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Захари из The 451 Group рассматривает это направление как одну из ведущих тенденций в мире Open Source наряду с предоставлением ПО в виде сервисов (SaaS). Наглядным примером этих двух тенденций могут служить Salesforce.com, предоставляющая ПО в виде сервисов, и продукт SugarCRM, объединяющий как SaaS, так и CRM. “Обе эти тенденции стали ответом на монолитные CRM-решения, за которые компаниям приходилось выкладывать огромные деньги”, — уверен Захари.

Из других популярных систем управления взаимоотношениями с клиентами на базе ПО с открытым кодов можно назвать SplendidCRM компании SplendidCRM Software, Concourse-Suite фирмы Concursive и вариант SugarCRM под названием Vtiger. Кроме того, функции CRM включают в свои разработки с открытым кодом и некоторые производители средств планирования ресурсов предприятия (ERP). Это делают, в частности, фирмы Compiere и Openbravo.

SugarCRM с 2005 г. состоит на вооружении компании Healthscreen Solutions из Торонто, которая специализируется на ПО и сервисах в области ведения историй болезни, биллинга и планирования приема пациентов. С помощью этого решения она ведет контроль за врачебным обслуживанием клиентов, прогнозирует продажи услуг на будущее, управляет всеми текущими операциями и технологическими процессами сбыта. Каждый день с этим CRM-приложением так или иначе работает свыше 100 сотрудников компании.

“Без SugarCRM нам нечего было бы и думать о таком быстром росте, — заявил вице-президент Healthscreen Solutions по технологиям Мартин Росс. — Эта система служит фундаментом для всей нашей работы”. Ее генератор отчетов и приборная панель предоставляют ключевые показатели деятельности компании, которые было бы слишком сложно собирать вручную.

По словам Росса, SugarCRM интегрируется с другими системами гораздо проще, чем коммерческое ПО подобного класса. Вместе с тем такая интеграция становится более необходимой. Почему? “SugarCRM еще не вошла в число лидеров, поэтому встроенных коннекторов для других продуктов пока намного меньше, чем, скажем, для таких же решений Salesforce.com”, — пояснил он.

Но, как отмечает Росс, интеграция и заказная настройка этой системы намного гибче, чем у коммерческих продуктов. Взять к примеру Web-приложение JIRA компании Atlassian Software Systems, предназначенное для слежения за сбоями и возникающими проблемами, которым пользуется Healthscreen. Его привязка к SugarCRM заняла, конечно, какое-то время, однако при использовании предложений Salesforce или Microsoft она была бы, по словам Росса, вообще невозможна.

Поскольку Healthscreen приобрела профессиональную лицензию на свою CRM-систему, никаких проблем с техническим обслуживанием она не испытывает — все необходимое ей предоставляет SugarCRM. На корпоративной культуре компании внедрение SugarCRM никак не сказалось, ибо многие из сотрудников и раньше имели многолетний опыт работы с ПО с открытым кодом.

Мобильный мир

Аналитики предсказывают активное проникновение ПО с открытым кодом в мобильные вычислительные системы и коммуникационные технологии. По прогнозам компании ABI Research, к 2013 г. под управлением Linux будет работать едва ли не каждое пятое мобильное устройство среднего и старшего уровня.

Среди факторов, способствующих распространению ПО с открытым кодом на мобильных устройствах, нельзя не упомянуть два: растущее влияние фонда LiMo Foundation (консорциума, созданного фирмами Motorola, NEC, Samsung, Panasonic Mobile Communications и некоторых других с целью создания ОС Linux для мобильных устройств) и разработку компанией Google ОС Android такого же назначения на базе Linux.

В июне нынешнего года Nokia высказала намерение приобрести полный пакет акций компании Symbian ради ее открытой платформы для мобильных устройств. Согласно пресс-релизу Nokia, такое приобретение является серьезным шагом к развертыванию проекта Symbian Foundation, нацеленного на продвижение ПО с открытым кодом в мобильные технологии.

Захари считает, что львиная доля таких усилий придется на операционные системы. Производители карманных телефонов уже планируют создание перспективных моделей коммуникаторов на базе Linux и проявляют большой интерес к Google Android. А до этого, сказал Захари, они внимательно присматривались к разработкам Greenphone и OpenMoko компании Trolltech.

Телефоны FreeRunner, созданные на базе мобильной платформы с открытым кодом OpenMoko, уже активно используются провайдером археологических сервисов Oxford Archaeology из английского города Оксфорд в качестве основного компонента цифрового инструментария для полевых исследований. В состав этого комплекта входят мобильные средства широкополосного подключения к Интернету, приемник GPS, трансивер Wi-Fi и некоторые другие компоненты. Такое сочетание позволяет оцифровывать текстовые данные, которые археологи передают в ходе раскопок, а также регистрировать информацию о географическом положении с приемника GPS. Телефоны FreeRunner вместе с USB-клавиатурами служат для записи информации и последующей ее пересылки в базу данных компании. Кроме того, с их помощью можно извлекать уже занесенную в базу данных информацию.

“Мы разрабатываем универсальный компьютеризированный инструментарий для работы в поле, которым археологи смогут пользоваться прямо на раскопках, — пояснил Джозеф Ривз, инспектор исследований и разработок Oxford в области ИТ. — И FreeRunner на базе OpenMoko отлично подходит для такой цели”.

В настоящее время все записи в ходе раскопок ведутся на бумаге, а после возвращения с полевых работ вводятся в базу данных. “Мы хотим избавиться от такого дублирования и оцифровывать информацию прямо на месте, — добавил Ривз. — А FreeRunner позволяет применять новые методы работы, которые раньше были нам недоступны”. Он напоминает, что традиционно данные медленно передавались с места раскопок в офис и почти никогда — в обратном направлении. Однако устройства наподобие FreeRunner открывают возможность мгновенного обмена данными в оба направления.

Для Oxford Archaeology очень важна открытость кодов. “Наша задача состоит в сохранении записей, а единственный способ для этого заключается в переходе на полностью открытый стек приложений”, — уверен Ривз.

Не менее значима для компании и разработка среды с открытым кодом. “Когда появляется потребность в чем-то таком, чего у нас нет, это нечто можно легко создать, — продолжил он. — Если в ОС обнаруживается “глюк”, мы можем сами устранить его. О такой свободе нечего и мечтать, когда имеешь дело с закрытыми мобильными средами”.

Ключевые вопросы

Перед развертыванием системы с открытым кодом нужно обязательно посоветоваться с другими руководителями по следующим вопросам.

Вопрос к исполнительному директору

В какой степени закупка и использование ПО с открытым кодом соответствует нашей корпоративной культуре?

Вопросы к оперативной группе

  • Какие приложения или функции выиграют от внедрения ПО с открытым кодом?
  • Какие платформы с открытым кодом лучше всего подойдут для данных областей?
  • Хватит ли у нас собственных знаний для устранения проблем, возникающих при работе с ПО с открытым кодом?
  • Если таких знаний недостаточно, как их получить?

Вопрос к начальнику управления информационной безопасности компании

Нет ли у вас сомнений относительно безопасности платформ с открытым кодом, а если есть, то что бы вы порекомендовали сделать при их развертывании?