Несмотря на замедление развития мировой экономики, ИТ-услуги остаются востребованными. По прогнозу аналитической компании Gartner, в нынешнем году конечные пользователи потратят на них 819 млрд. долл., т. е. на 9,5% больше, чем в 2007-м, а в 2009-м еще больше (см. рис. 1).

По словам аналитиков, в первой половине 2008-го финансовые результаты девяти ведущих поставщиков ИТ-услуг оказались выше, чем ожидалось. Это внушает оптимизм в отношении второй половины года. К тому же продолжающееся снижение курса доллара приводит к росту объема рынка в этой валюте. Однако появляются и негативные тенденции. Так, в мае некоторые компании сообщили о задержках в подписании ряда сервисных контрактов и реализации нескольких крупных проектов.

Наиболее быстро на рынке ИТ-услуг развивается сегмент аутсорсинга, связанный с управлением ИТ-ресурсами и процессами предприятий. Предполагается, что в 2008-м на долю такого сервиса придется 42% расходов пользователей. Аналитики объясняют привлекательность аутсорсинга тем, что такой подход позволяет потребителям сократить расходы на эксплуатацию ИТ.

Сегменты консалтинга, разработки и интеграции тоже на подъеме. По мнению Gartner, спрос объясняется тем, что предприятия продолжают внедрять ИТ, чтобы сократить расходы, повысить рентабельность и увеличить оборот. По прогнозу, в нынешнем году суммарный объем этих сегментов вырастет на 10,1% и достигнет 327 млрд. долл. (см. рис. 2).

Однако несмотря на положительную динамику, аналитики находят причины для пессимизма. Во-первых, в области ИТ-услуг редко появляются новаторские подходы и поступает мало сведений об окупаемости проектов. Во-вторых, поставщикам далеко не всегда удается обосновать привлекательность своих услуг. В результате потребитель действует проторенным методом, выбирая наиболее дешевый вариант и у провайдера пропадает стимул внедрять инновации, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Получается замкнутый круг. А ведь без новаторства нет развития. Если потребители вместе с поставщиками не станут развивать новые методы, рост рынка ИТ-услуг может замедлиться.

Индия наступает

Бизнес индийской шестерки ведущих поставщиков ИТ-услуг растет быстрее этого сегмента рынка в целом. По оценке Gartner, в 2007-м оборот компаний Satyam, Wipro, Infosys, TCS, Cognizant и HCL Technologies увеличился в среднем на 38%, а их совокупная доля выросла c 1,9% в 2005-м до 2,4%. В результате их конкурентоспособность увеличивается и они “отъедают” куски у других провайдеров.

Все перечисленные игроки предоставляют широкий спектр сервисов. Хотя они начинали с разработки приложений, но сейчас включили в свой ассортимент другие предложения, связанные с консалтингом и удаленным обслуживанием ИТ-инфраструктуры. Это позволяет им участвовать в крупных и сложных аутсорсинговых проектах стоимостью выше 100 млн. долл.

В США индийская группа уже завоевала 3,6% рынка ИТ-услуг, а теперь “взялась” за Западную Европу: в 2007-м ей удалось обогнать местный рынок в четыре раза, а TCS, Wipro и Infosys вошли в число 50 ведущих поставщиков ИТ-услуг в этом регионе.