По мнению тайваньской аналитической компании Market Intelligence Center, всемирные продажи нетбуков в этом году достигнут 8,02 млн. шт., а к концу 2009-го – 18,3 млн., т. е. их число увеличится на 128%.

Как известно, первой предугадала успех нового рынка компания Asus, запустившая пробный шар в виде модели Eee PC 701, которая стала хитом во всем мире. Однако конкуренция уже намечается — новые модели от Acer и MSI сравнимы по техническим характеристикам с Eee PC, а целевая аудитория для подобных устройств уже известна, что позволяет более грамотно корректировать маркетинговые усилия. Кроме того, новинки ожидаются от таких компаний, как НР, Dell и др. Включились в борьбу за рынок и российские компании Rover Computers и “Эльдорадо”. Рост популярности подобных устройств связан с рядом причин — новизной, дешевизной, малыми габаритами, малой потребляемой мощностью.

В целом устройства, попадающие в категорию “нетбуки”, определились со своими техническими параметрами. Форм-фактор полностью повторяет классический ноутбук с клавиатурой, тачпадом, динамиками и веб-камерой для интернет-чатов. Никакого смещения в сторону сенсорных UMPC не произошло — возможность вводить информацию с помощью клавиатуры является для этих устройств ключевой. Размер экрана субноутбуков увеличивается — с 7 до 8,9 и даже 10 дюймов по диагонали. Стандартный набор коммуникационных портов — это Wi-Fi и два-три USB. Ethernet, модем, оптические приводы, как, впрочем, и Bluetooth, предлагаются опционально. Возможности вычислительной подсистемы определяются 1,6-ГГц процессором без каких-либо ограничений быстродействия (как это было в отдельных моделях Asus), 1 Гб оперативной памяти. Постоянная память — 8—12 Гб в случае комплектации SSD-накопителем и 80–120 Гб при наличии классического жесткого диска. В нетбуках применяются стандартные аккумуляторы на 3200 мА•ч и повышенной емкости на 5200–6000 мА•ч, которые можно приобрести отдельно. Операционная система для таких устройств, как правило, – ОС Windows ХР, Linux идет опционально. Это вполне закономерно — большинство производителей дополнительного оборудования, в частности мобильных модемов для скоростных беспроводных сетей, пишут драйверы для ОС от Microsoft.

Типичная цена подобного устройства, по мнению аналитиков Gartner, составляет порядка 350–400 долл. Такая низкая стоимость мобильного компьютера может достигаться за счет упрощения конфигурации и ограничений по функционалу — уменьшения размера, отсутствия CD/DVD-ROM, невысокой частоты процессора и т. д. Увеличение спроса на мини-ноутбуки наряду с удешевлением некоторых компонентов потенциально может привести к снижению цены на 10—15%, но не более, ведь стоимость сборки, софта и упаковки останется примерно той же. Основными потребителями суперпортативных субноутбуков являются студенты, школьники и представители малого и среднего бизнеса, которым очень важна функция “мобильный офис”.