Основные производители ПО для мобильных устройств — Apple с ее iPhone, Google со своей платформой Android, RIM, Palm и др. — борются за контроль над этим перспективным рынком. Тем временем приложения, созданные начинающими компаниями на основе открытых платформ, получают все более широкое распространение как среди частных лиц, так и у корпоративных пользователей. Сумеют ли победить функции, призванные обеспечить эффективное решение? Или золотая медаль достанется приложениям, которые обещают более тесную интеграцию с корпоративными системами?

На потребительском рынке уже сегодня популярны мобильные приложения любых типов, но особым спросом будут пользоваться те, которые ориентированы на iPhone, отмечает старший аналитик компании Forrester Research Мишель Пелино. И это не удивительно. Но когда речь заходит о корпоративном секторе, перспективы не столь очевидны.

Некоторые пользователи хотят просто иметь всё, что можно.

“Для меня, как и для многих бизнес-пользователей, эффективность и интеграция с корпоративными системами важны в равной степени. Обеспечение безопасности совершенно необходимо, это не подлежит обсуждению, — сказал Эд Адамс, генеральный директор компании Security Innovation, которая предоставляет услуги по защите приложений и оценке рисков. -- Мне нужны все функции, и я имею право их получить. Кому же достанется победа? На первом месте должна стоять эффективность бизнеса, за ней следует интеграция с корпоративными системами, безопасность оказывается позади всех. Так будет до тех пор, пока не произойдет вторжение в сеть организации, после чего вопросы защиты сразу приобретут первостепенное значение”.

В целом сейчас хорошо продаются такие виды ПО, которые обеспечивают выполнение базовых функций, потребных в любых отраслях. Основную долю рынка составляют программы электронной почты (с push-технологией доставки), обмена текстовыми сообщениями и календарного планирования, утверждает Пелино.

Для таких приложений интеграция с корпоративными системами особенно важна, поскольку их следует синхронизировать с тем, что уже имеется.

Однако помимо подобных традиционных функций определенный интерес проявляется и к специализированному отраслевому ПО в связи с распространением мобильных приложений для управления отношениями с клиентом (CRM) и автоматизации работы разъездных агентов (field service). Но мобильным приложениям предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем они войдут в стандартный набор каждого офиса и каждого рабочего места.

В последние годы подобные виды мобильных приложений активно рекламировались. Тем не менее это не привело к достаточно широкому использованию, чтобы способствовать их дальнейшему развитию. В 2007-м аналитики отмечали первые успехи малого и среднего бизнеса при реализации пилотных проектов, высокие темпы распространения этих приложений за рубежом и внесенные в них технические усовершенствования. Но всплыли проблемы, связанные с возвратом инвестиций, обеспечением безопасности и удобством пользования.

“Сегодня таким приложениям, как мобильные CRM, компании уделяют больше внимания, чем год назад, — считает Пелино. — Теперь появились инструменты, которые могут использоваться для поддержки обслуживания клиентов и автоматизации продаж, совершаемых разъездными агентами. Выпускается все больше приложений, предназначенных для целых отраслей”.

Правда, все эти продукты еще предстоит согласовать с производственными целями и выявить их ценность, эффективность для организаций, добавила она. Недостаточно того, что они просты в использовании или хорошо интегрируются с корпоративными системами. Приложения с ограниченной функциональностью, выпускаемые компаниями Antenna Software, @Road или Zora, ориентированы на узкие сегменты рынка и даже там наталкиваются на сопротивление со стороны тех, кто занимается закупками.

“Мобильные устройства стали более привычными, но ИТ-подразделения по-прежнему проявляют сдержанность, — сказала Пелино. — Сохраняются опасения по поводу их повседневного применения и связанных с этим рисков. А пока не сложится убеждение, что выгоды перевешивают риски, не будут иметь никакого значения ни производительность этих приложений, какой бы замечательной она ни была, ни легкость их использования. Их просто не примут”.

Широкое распространение мобильных приложений на предприятиях, безусловно, является делом будущего, и некоторые аналитики считают, что для них еще наступит золотой век. Например, на конференции Sybase TechWave '2008 директор компании Gartner Research Майк Кинг предсказал, что новый крупный этап в разработке таких приложений включит в себя интеграцию контекста с учетом местонахождения пользователя, календарного планирования, потоков электронных сообщений и особенностей установленных на карманном устройстве взаимодополняющих приложений.

Он заметил также, что с появлением таких платформ, как iPhone, мобильные приложения должны будут поддерживать несколько ОС и форм-факторов для тех устройств, которые установлены в организации. При подобном сценарии корпоративные пользователи могут извлекать больше преимуществ из мобильности, поскольку интеграция с имеющимися системами будет проходить более гладко, в идеале – бесшовно.

Обеспечение безопасности на рабочих местах

Далеко не все предприятия будут разбираться в возможностях и функциях различных мобильных приложений , поскольку множество компаний по-прежнему избегают развертывания мобильной технологии, считая это слишком рискованным с точки зрения безопасности, отметила Пелино: “Такого рода риски часто связаны с устройствами, а не с приложениями. Однако они сдерживают распространение мобильных приложений, поскольку ИТ-подразделения не желают заниматься всеми проблемами безопасности, какие возможны в разнообразном парке мобильных устройств”.

По мере роста количества представленных на рынке мобильных приложений проблема безопасности, вероятно, будет обсуждаться в более широких рамках, считает директор компании AirDefense по безопасности Ричард Рашинг: “Обеспечить безопасность на уровне устройств сравнительно просто, а вот на уровне приложений — гораздо сложнее. Здесь ей не уделяется должного внимания. В результате всей отрасли приходится общими усилиями устранять то одну проблему, то другую”.

Скорее всего в ближайшем будущем мобильные приложения получат более широкое распространение, поскольку в них появятся функции шифрования и аутентификации. “Теперь о безопасности начинают думать при разработке таких приложений, а не после того, как они уже созданы”, — отметил Рашинг.

Поскольку ИТ-подразделения начинают внимательнее относиться к обеспечению безопасности, привыкшие к своим карманным устройствам сотрудники станут требовать более широкого доступа к приложениям, особенно в связи с появлением всё новых продуктов потребительского класса. Как и в случае с приложениями для ПК, предприятия будут в значительной мере руководствоваться предпочтениями пользователей и определять, что именно им следует применять в зависимости от настойчивости этих последних, считает Стивен Кац, учредитель и президент компании Security Risk Solutions, бывший директор Citibank по информационной безопасности.

“Спрос заставляет производителей совершенствовать мобильные технологии, — сказал он -- . Пользователи хотят расширить применение мобильных приложений на рабочих местах. И предприятия должны понять, как использовать их наилучшим образом, а не чинить препятствия к их распространению”.