Авиакомпания S7 Airlines (“Сибирь”) принадлежит к числу тех организаций, которые активно используют в своей деятельности информационные технологии. В частности, одной из первых в стране она запустила систему интернет-продаж авиабилетов через собственный сайт, а также стала пользоваться автоматизированной системой регистрации и контроля отправки пассажиров и багажа Departure Control System (DCS). В чём особенности автоматизации управления деятельностью авиапредприятия? С какими проблемами при этом приходится сталкиваться, и какую роль в их решении играет CIO? На эти и ряд других вопросов научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой ответил руководитель ИТ-департамента авиакомпании S7 Airlines Вячеслав Печурин.

PC Week: В чем заключается специфика использования ИТ в компании S7 Airlines?

Вячеслав Печурин: Авиационный транспорт несет в себе целый ряд особенностей, которые и обуславливают различия в учете наработки агрегатов и узлов самолетов, летного времени и т. д. В результате для отечественных воздушных судов, где существуют свои правила и законы, мы вынуждены использовать одну информационную систему, а для западной техники — другую. И это служит для нас источником дополнительной головной боли. Дело в том, что в нашей авиакомпании примерно треть сейчас составляют советские самолеты, а ещё две трети — суда западного производства. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что это не наша прихоть. Просто реальная жизнь диктует свои условия, так что мы были бы и рады иметь современные отечественные лайнеры, но, к сожалению, они не производятся. Какое-то время имеющиеся у нас российские самолеты еще будут летать, и поэтому мы обязаны поддерживать две аналогичные по своим функциям информационные системы и соответственно две дублирующие друг друга организационные структуры, предназначенные для оказания технических услуг. Отсюда у нас разные складские организации и используемые инструменты.

Помимо этого нам приходится сталкиваться с трудностями в обработке перевозочных документов, в переходе на электронные билеты, регистрации пассажиров и контроле за их посадкой на борт, в автоматической обработке багажа, чего нет в других транспортных отраслях.

PC Week: Существует ли стратегия развития ИТ в вашей компании? И если да, то кто ответственен за ее разработку?

В. П.: В настоящее время вопросы выработки стратегии и сопровождения проектов находятся в ведении нашего ИТ-отдела, в состав которого входит много квалифицированных экспертов и аналитиков. Опираясь на результаты опросов директоров основных производств и анализ мировых тенденций в нашей отрасли, они проводят экспертную оценку того или иного проекта в соответствии с общей информационной политикой компании. Благодаря этому мы теперь можем избежать ситуаций, которые случались в прошлом, когда ИТ-директор в одиночку принимал решение о реализации проекта, пробивал его, а затем уходил на повышение или вообще покидал компанию и проект умирал, т. е. деньги на него были затрачены, но что там есть и как это работает, знал только он. А сегодня все информационные системы доступны, понятны и проходят широкое обсуждение. И вот на основании этой информации вырабатывается стратегия, которая закладывается на год-два вперед.

S7 Airlines — компания очень мобильная, наше штатное расписание часто меняется в зависимости от поставленных задач, и поэтому нам приходится постоянно корректировать свою стратегию. Да, у нас есть такие неизменные требования, как необходимость всегда опережать конкурентов, и в связи с этим мы рассматриваем переход на другие решения — более выгодные и более удобные для пользователей.

PC Week: А что представляет собой корпоративная ИТ-инфраструктура?

В. П.: Это довольно масштабное хозяйство, включающее оборудование, информационную систему и конечно же высококвалифицированных ИТ-специалистов, которых сегодня насчитывается около 150 человек. При этом основная масса сотрудников находится на нашей площадке в Новосибирске, что обусловлено историей создания авиакомпании и ее развитием. В этом городе мы начинали свою деятельность, и там у нас сегодня находятся бэк-офис и структура S7 ID, предоставляющая услуги внутри холдинга. Там же установлены наши основные вычислительные мощности, в том числе датацентр.

Однако жизнь не стоит на месте, и сегодня мы понемногу перемещаем вычислительные мощности и оборудование в столицу. Мы арендуем площадки и для серверов, и для установки новой системы на базе ПО Oracle. У нас несколько аэропортов базирования, но московский, естественно, главный — отсюда и полетов больше, и производство здесь сосредоточено, и обслуживание. В связи с этим у нас большое количество филиалов, которые объединены корпоративной сетью. В прошлом компания расширялась очень высокими темпами, за которыми не успевала инфраструктура, из-за чего случались проблемы со связью. Но в последние полтора-два года нам удалось решить вопрос надежности каналов, и теперь даже в горячий сезон, когда интенсивность полетов достигает пика, у нас не было отказов системы.

PC Week: Много ли проектов у вас сейчас реализуется? Имеют ли они свою специфику?

В. П.: Авиаперевозки — это такая отрасль, где любой ИТ-проект является специфическим.

Сегодня помимо масштабного проекта по внедрению решения на базе ПО Oracle параллельно ведутся работы по внедрению системы документооборота на базе Documentum (они идут уже почти два года), а также ряд чисто производственных проектов. Например, у нас есть проект “Автоматизация склада”, который позволит с помощью кодеров автоматически считывать из штрихкодов информацию о движении запчастей, агрегатов, инструментов, сразу вносить ее в базу данных Oracle, а затем отслеживать движение этих средств в нашей информационной системе.

Эта задача имеет для нас важное значение, поскольку инструмент, выдаваемый каждому работнику в начале смены, по её окончании обязательно должен быть возвращен на место. А если этого не происходит, то задерживается вылет самолета, ведётся поиск пропавшего инструмента, расследование. Дело в том, что инструмент этот может быть забыт где угодно и это может привести к самым печальным последствиям.

PC Week: А как у вас обстоит дело с такой актуальной задачей, как внедрение электронного билета?

В. П.: Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что эта система работает. К примеру, все сотрудники нашей компании летают в командировки с электронными билетами и отчитываются по ним — у нас уже налажена схема отчетности, не противоречащая законодательству.

Но такими билетами пользуемся не только мы. Их можно приобрести на нашем сайте, и к настоящему времени продажи электронных билетов постоянно растут. Мы совершенствуем эту технологию, и в дальнейшем она должна стать проще. К началу 2009 г. мы планируем полностью перейти на технологию электронного билета. Сейчас мы приступаем к реализации проекта “Покупка и установка киосков саморегистрации пассажиров”, скоро будет запущена такая услуга, как Web-регистрация.

PC Week: Раз уж вы несколько раз упомянули проект во внедрению продукта Oracle, то расскажите, пожалуйста, о нем немного подробнее. На какие задачи он рассчитан? И почему, собственно говоря, вы остановили свой выбор на этом решении?

В. П.: Этот проект имеет давнюю историю — он зародился четыре года назад во время бурного роста компании. Тогда наша инфраструктура представляла собой “лоскутное одеяло”. Не все системы были совместимы друг с другом, они работали автономно, выполняя каждая свою функцию. Поэтому перед нами встала задача создать единое информационное пространство, для чего требовалось внедрить ERP-систему. Выбор был невелик: либо продукт SAP, либо Oracle. Мы проанализировали оба варианта, исходя из цены решения и его способности удовлетворить наши потребности. Ответ был однозначен: Oracle eBusiness Suite.

Первоначально были закуплены модули для бухгалтерии, финансового подразделения, логистики, техобслуживания судов (Oracle SEM), а также аналитический модуль для руководства. Проект стартовал, но тут возникла трудность, связанная с тем, что компания начала перестраиваться и по ходу дела пришлось перестраивать задачи. Но тем не менее нам удалось со всем этим успешно справиться благодаря сотрудникам и прежде всего руководству, которое видело цель и направляло нас. Так что сегодня бухгалтерия уже полностью работает в новой системе, даже отчетность делается в ней. И финансы, и логистика — всё работает.

Еще одна трудность связана с запуском Oracle SEM, потому что, как выяснилось, примеров внедрения данного модуля не было ни одного и мы, таким образом, являемся первопроходцами. Этот вопрос встал очень жестко около года назад, когда мы были даже на грани отказа от него, но отступать было некуда, поскольку ПО Oracle уже стало у нас общекорпоративным стандартом. Более того, наше руководство потребовало гарантий, что попытки замены модуля окажутся успешными и не приведут к возврату к первоначальному варианту.

К сегодняшнему дню пройден большой путь: мы ввели в систему конфигурацию бортов и начали работать с информацией о дефектах и наработке агрегатов. Кроме того, введена в эксплуатацию функциональность учета отложенных неисправностей, в систему загружен мастер конфигураций наших аэробусов Airbus A319 и A320, заведены поагрегатные конфигурации. Сейчас вводим программу обслуживания самолетов серии A319, а недавно получили первый новый A320, который сразу был учтен в системе.

Конечно же, всё это обходится не без проблем, и наиболее серьёзная из них — некорректная обработка показателей счетчиков. К сожалению, счетчики не имеют функции обратного счета, а данная информация необходима нам для вычисления циклов работы агрегатов самолетов. Мы сообщили об этом недостатке в компанию Oracle и теперь ждем, как она решит задачу.

Кроме того, у нас появилась идея приобрести модуль Oracle HR, но ее надо согласовать с нашим кадровым директоратом — он заказчик, ему и решать.

PC Week: Когда вы внедряли модуль для бухгалтерии, не появились ли у вас проблемы с персоналом?

В. П.: Да, были, и очень крупные. Сотрудники бухгалтерии на словах вроде бы всё и поняли, но в силу инерции им трудно было перестроиться. Ведь когда люди имеют большой опыт работы в одной информационной системе, им непросто привыкнуть к новой. И не потому, что она сложна, а потому, что непривычна, работает по-другому, ее надо осмысливать и изучать. Причем это касается не только сотрудников в возрасте, но и молодых. Так что вопрос встал очень серьезно из-за непринятия новой системы со стороны персонала. И мы поступили следующим образом: перевели всех бухгалтеров в нашу информационную службу S7 ID и подчинили их тем, кто был постановщиком задач при внедрении нового решения на базе ПО Oracle. Под их ежедневным контролем и наставничеством люди постепенно стали привыкать.

PC Week: Как вы оценили бы финансовые результаты этого проекта?

В. П.: По моему личному убеждению, ИТ — вещь затратная, и ее окупаемость подсчитать невозможно. Существует очень много методик, хитро выдуманных моими коллегами ИТ-специалистами, для вычисления этой величины. Но я считаю, что это просто шаманские пляски.

Ну как может окупить себя новое ИТ-решение? Его внедрение дает прозрачность учета, понимание ситуации как она есть. И это необходимо для оперативного управления, принятия правильных решений, всего бизнеса в целом. Да, это определенные затраты, но они дают выигрыш в другом и уменьшение потерь в третьем. Для сравнения: если поменять отечественный автомобиль на более дорогой импортный, то это не значит, что он принесет какую-то материальную выгоду. Может быть, нашу машину и эксплуатировать дешевле, и на запчастях можно сэкономить. Но в то же время в импортном автомобиле другой уровень удобств, безопасности и много всего прочего.

Так что в нашем случае внедрение нового ИТ-решения — это вопрос безопасности бизнеса, потому что сегодня отделить ИТ от бизнес-решений просто невозможно, слишком уж глубоко они проникли в деловую жизнь.

Скорее подсчет окупаемости проекта должен преследовать внутренние цели — он нужен ИТ-специалистам и руководству компании. С моей точки зрения, если руководство доверяет CIO и их связывают более “высокие” отношения, нежели просто “владелец — наемный работник”, то грамотный ИТ-специалист всегда сможет обосновать необходимость нового решения, его удобство и правильность. Однако, как и в любом деле, тот должен видеть конечную цель — для чего это нужно, сколько стоит и что даст — и убедить руководство. Более того, после внедрения он должен показать, что это действительно так. Ведь жизнь показывает, что многие проекты продвигаются, на них тратятся немалые средства, а затем о них забывают.

PC Week: Что самое сложное в вашей работе?

В. П.: Я связан с ИТ с1976 г., когда поступил в Новосибирский электротехнический институт на факультет “Автоматика и вычислительная техника”. С тех пор прошло немало времени, и я считаю, что самое сложное — это не потерять интереса к тому, чем занимаешься. Что греха таить, с возрастом некоторые вещи становятся не так важны, поэтому нужно сохранить в себе импульс к достижению поставленной цели и радость, что удалось этого добиться. Да, я понимаю: другой на моем месте тоже решил бы эту задачу и незаменимых у нас нет, но именно я находился здесь в то время, и получилось именно у меня. В остальном же я не вижу для себя никаких проблем. Всё решаемо, и даже если это невозможно в данный момент, то следует успокоиться, подождать, и тогда обстоятельства сложатся таким образом, что придет понимание и решение будет найдено.

PC Week: Спасибо за беседу.