Новый поисковый механизм подает большие надежды, но над ним еще надо много поработать

Чемпионом поиска в Интернете (по числу пользователей и поисковых запросов), несомненно, является Google. Эта система доминирует настолько серьезно, что появление любой альтернативы, как правило, воспринимается с сомнением и даже пренебрежением. Однако при всей своей мощи механизм Google не лишен слабых мест. Поговорите с любым пользователем Web, и он скорее всего пожалуется, что “гугление” его не совсем устраивает. Как ни сосредотачивается Google на онлайновых приложениях и других новейших технологиях, базовый поисковый интерфейс этой системы на протяжении нескольких лет почти не меняется. Так стоит ли удивляться, что за последние месяцы появилось сразу несколько претендентов на корону Google, включая разработку Джимми Уэйлса под названием Wikia Search?

Самым молодым новичком на этом поле стал увидевший свет 28 июля Cuil (произносится “кул”). Ничего принципиально нового, правда, в этом поисковом механизме нет, однако во многом он явно отличается от Google. Тем же, кто считает, будто ни один новичок просто не в состоянии свергнуть Google с трона, напомним, что точно так же когда-то оценивались шансы небольшой начинающей фирмы одержать победу над Yahoo и AltaVista.

Основал компанию Cuil выпускник Стэндфордского университета и ее нынешний исполнительный директор Том Костелло со своей женой Анной Паттерсон, которая теперь занимает здесь посты президента и генерального менеджера. Вот такой очень семейный бизнес. До этого Костелло изучал и разрабатывал поисковые механизмы в своём университете и в корпорации IBM, а Паттерсон была архитектором крупномасштабного поискового индекса Google и возглавляла команду ранжирования Web-страниц. Ощущая ограниченность традиционного для Google анализа ссылок и классификации трафика, который предполагал вывод лишь 10 самых популярных адресов, они решили организовать собственную фирму. Им удалось заинтересовать своим предложением инвесторов, которые выделили на новое предприятие венчурный капитал в размере 33 млн. долл.

Технология Cuil основана на анализе контекста каждой страницы и концепции каждого запроса. При таком подходе появляется возможность свести сходные результаты поиска в группы и рассортировать их по категориям в три колонки (примерно так, как на страницах журналов).

Основным отличием своей разработки от Google авторы считают размер индекса Cuil, который, по их словам, охватывает 120 млрд. Web-страниц против 40 млрд. у нынешнего “короля поиска”. Однако с точки зрения пользователей главным дифференциатором является интерфейс новинки и то, как она ведет поиск.

Полученные результаты Cuil представляет в весьма привлекательном виде с хорошей детализацией. В двух или трех колонках пользователь видит не только название страницы с кратким описанием, но и миниатюрное изображение (не всегда, увы, имеющее отношение к найденной странице). Лично мне такая структура показалась очень удачной, хотя новой ее не назовешь: некоторые дополнения к браузерам позволяют отображать в таком же виде поисковые страницы Google.

Кроме того, в некоторых случаях Cuil выводит на экран окно категорий, где отображаются находки, имеющие лишь косвенное отношение к запросу. Так, в ответ на ключевые слова “Marshall amplifiers” (усилители Marshall) я увидел ссылки на других производителей подобной техники и даже на музыкальные группы, использующие продукцию этой компании.

Еще интереснее то, что создатели Cuil отошли от традиционного для Google комплексного индексирования сайтов по популярности, когда порядок представления Web-страниц во многом зависит от частоты их просмотра другими пользователями. Вместо этого здесь используется старый добрый метод поиска ключевых слов в самом содержании. Такой подход по-прежнему дает отличные результаты, и свидетельство тому — гораздо лучшие, чем у Google, ответы Cuil на мои тестовые запросы.

Впрочем, не стоит забывать, что в былые времена использование такого метода приводило к засорению Web-страниц скрытыми ключевыми словами, порой даже не имеющими отношения к содержанию. Главное было — попасть в результаты поиска как можно ближе к первым десяти экранам, которые пользователи еще просматривают. Так что подождем и посмотрим, не падет ли жертвой подобной тактики и Cuil.

Самое серьезное замечание к новому поисковому механизму в его нынешнем виде (а это по существу бета-версия) — слишком медленная работа. Многие из моих запросов застревали в механизме, а порой я получал ответ, что по ним ничего не найдено. Но стоило мне немедленно повторить тот же запрос, как на экране появлялась страница со множеством результатов.

Сможет ли Cuil в будущем составить серьезную конкуренцию Google, пока сказать трудно. Но уже ясно, что на нынешнем этапе эта новинка представляет собой очень интересную альтернативу королю поиска.