Управляемость, производительность, надежность и масштабируемость — ключевые критерии оценки хостинговой электронной почты

Сегодня в мире отмечается бурный рост альтернатив традиционной электронной почте – таких как хостинговая e-mail, электронная почта в виде сервиса, утилитарная электронная почта. И это вполне обоснованно. В идеальном случае подобные сервисы снижают расходы компании, поскольку той больше не приходится отвлекать своих ИТ-специалистов от более важных проектов и решения производственных задач. Особенно облегчают они жизнь организациям с ограниченными ресурсами хранения данных, скромными площадями вычислительного центра или недостаточным опытом управления электронной почтой (только представьте себе сотрудника, который целый рабочий день тратит на удаление старых сообщений, чтобы высвободить на сервере место для новых).

Совершенно очевидно, что сервисы ИТ — особенно такие зрелые и четко определенные, как электронная почта, — непременно станут осваивать утилитарную модель. Но сегодня организациям приходится решать, годятся ли ей нынешние хостинговые услуги таких провайдеров, и если да, то в какой степени. А для этого нужно точно осознать свои потребности, оценить эффективность и стоимость используемых решений e-mail, а затем определить, способна ли третья сторона предоставить сервис, который по эффективности будет таким же, а то и еще лучшим, чем “домашняя” система.

Первые шаги

Самое явное различие между хостинговой и “домашней” моделью электронной почты состоит в степени контроля над такой системой. Размещая сервер e-mail у хост-провайдера, организация, конечно, сохраняет контроль над всеми своими данными, но такой подход — палка о двух концах, поскольку многое здесь зависит от возможностей защиты информации. Там же, где безопасность данных должна быть особенно высокой, их лучше держать на собственных машинах, чтобы в полной мере удовлетворить законодательные требования.

Кроме того, локальная система электронной почты гораздо легче поддается модернизации, что может оказаться ключевым фактором для тех, кто стремится использовать самые современные технологии. Такой путь, скажем, лучше всего подходит для развертывания объединенной коммуникационной системы, где почтовый сервер тесно вплетен в структуру дополнительных сервисов связи.

Главным же достоинством хостинговой электронной почты является возможность снять с себя управление службой e-mail и ответственность за нее, чтобы высвободить ИТ-ресурсы для выполнения других проектов или передать такие функции в более опытные руки.

Неторопливое начало

Решая, стоит ли передавать управление электронной почтой соисполнителю, следует учитывать еще один важный фактор — производительность системы. Перевод e-mail “в облако” скорее всего приведет к повышению задержек и снижению скорости прохождения сообщений, которые циркулируют по внутренней системе компании. Более того, по мере умножения парка настольных систем, а вместе с ним и IP-адресов в сетевом оборудовании ИТ начнут все острее проявляться узкие места.

Во многих организациях электронная почта служит универсальным средством сотрудничества и обмена файлами, поэтому перед переходом на хостинговую систему стоит позаботиться о лучшей ее производительности. Целесообразно упростить применение локальных средств пересылки файлов по предприятию и поощрять их использование.

В хостинговых сервисах электронной почты антиспамовые фильтры, как правило, размещаются у провайдера, что заметно снижает количество сообщений, поступающих в сеть компании. Однако лучший результат дает все же гибридная модель, в которой фильтрация “в облаке” сочетается с обработкой трафика на местах, так как она позволяет дополнять хостинговые фильтры “домашними” почтовыми сервисами.

Есть и другой комбинированный подход, сохраняющий все достоинства хостинговой электронной почты без ущерба для свойственной локальной системе производительности. Его, в частности, реализовала фирма Azaleos, предлагающая услуги по дистанционному управлению средствами Microsoft Exchange, которые располагаются непосредственно на территории заказчика.

Рабочая готовность

Теоретически одним из главных достоинств хостинговой модели электронной почты является надежность, поскольку отдельная организация вряд ли станет тратиться на столь же широкую и глубокую инфраструктуру, какую обычно развертывает провайдер. Вот только, как мы снова и снова убеждаемся на живых примерах (чего стоит одно только внезапное отключение в июле широко разрекламированного сервиса хранения данных Amazon Simple Storage Service!), серьезные сбои случаются даже у тех провайдеров, которые позаботились о резервировании своих систем. Особенно остро такая проблема стоит перед теми поставщиками услуг, которые осваивают новые технологии (а таких в среде “облачных” вычислений довольно много), и производителями, только-только приступающими к хостинговым сервисам. Взять, к примеру, Microsoft: кто лучше нее может знать приложение Exchange? Тем не менее вывести его в многопользовательскую хостинговую среду корпорации оказалось не так-то просто.

Так что крайне важно оценить, как именно тот или иной провайдер хостинговой электронной почты обеспечивает надежность, детально обсудить с ним условия соглашения об уровне обслуживания, сравнить его предложения и гарантии с тем, что компания может обеспечить в своей локальной системе. Нельзя также забывать, что далеко не вся инфраструктура, необходимая для хостинга электронной почты, находится в руках провайдера. Вспомним хотя бы, что нарушение связи может произойти в подключении к Интернету, которое связывает потребителя с провайдером, после чего организация окажется напрочь отрезанной от жизненно необходимого сервиса.

Масштабируемость

Еще одной сильной стороной провайдеров, которая проистекает из самой их природы и которую следует учитывать в процессе оценки, является масштабируемость хостинговой системы электронной почты.

Испытывая острую нехватку площадей в своих вычислительных центрах, многие компании сегодня просто не в состоянии увеличивать размер почтовых ящиков и проводить их регулярное архивирование. Пространство хранения в 25 Гб, которое Google выделяет каждому пользователю сервиса Google Apps Premier Edition, — это, конечно, намного больше, чем предлагают другие поставщики хостинговых почтовых ящиков, однако такая цифра наглядно демонстрирует гибкость данной модели электронной почты. Вот только ограничения налагаются не только возможностями оборудования. По оценкам фирмы Rackspace, поставщика хостингового сервиса электронной почты, ее почтовые ящики Exchange могут иметь размер до 10 Гб, но лучше всего работают при емкости до 5 Гб. Однако по мере развития и распространения хостинговой модели будут неизбежно совершенствоваться и программные средства обработки сообщений, адаптируясь, как мне кажется, ко все большим пространствам хранения данных.

Критерии сравнения хостинговой и локальной модели электронной почты

Шумихи вокруг хостинговой электронной почты сегодня много как никогда раньше, но чтобы принять правильное решение о переводе сообщений в среду “облачных” вычислений, необходимо прежде всего выделить рациональное зерно.

— Управляемость. Передача электронной почты в руки соисполнителя требует точного решения вопросов управления и безопасности. Нужно это делать или нет, зависит от того, где будут храниться данные и какие изменения придется вносить в программное обеспечение.

— Производительность. Удаление почтового сервера от пользователей может сильно сказаться на скорости прохождения сообщений, особенно тех, что в больших объемах циркулируют внутри предприятия.

— Надежность. При хостинговой модели электронной почты простое нарушение в подключении к Интернету грозит напрочь отрезать пользователей от их данных. А ведь возможность таких перерывов предусматривается даже в соглашениях об уровне обслуживания. Но чтобы сопоставление было корректным, за простоями собственного оборудования нужно следить так же строго, как и за хостинговым сервисом.

— Масштабируемость. Пользователям не хватает емкости почтового ящика, а у компании нет возможности увеличить ее?

— Цена. Главное — как можно полнее удовлетворить потребности своей организации. Но опять же для честного сравнения нужно с предельной точностью определить, во что на самом деле компании обходится локальная система электронной почты.

Источник: eWeek Labs.