Недавно на Конгрессе CTIA 2008 меня попросили провести панельную сессию по сканированию двумерных штрихкодов с помощью камерофона.
Для тех, кто посчитает эту тематику слишком скучной, спешу сказать, что сканирование двумерных штрихкодов с помощью фотокамеры — это очень интересная и важная возможность мобильного маркетинга. Слова “камерофон” и “мобильный маркетинг" могут звучать для непосвященного человека странно, но после прочтения моего текста, я уверен, вы поймете, почему я использую именно их. В панели принимали участие: Джонатан Бакли, СЕО компании Scanbuy; Крис Дури, вице-президент ScanR; Дадли Фитцпатрик, СЕО компании Jagtag; Вильям Хофман, СЕО NecMedia Technologies; Дэвид Миллер, СЕО фирмы Mobile Discovery, и Брайан Станкевич, директор по корпоративной стратегии в компании Alltel.
Активно обсуждался вопрос, как обрабатывать двумерные штрихкоды, напечатанные на постерах, журнальной рекламе или щитах наружной рекламы, продвигающих тот или иной продукт либо услугу. Изображение декодируется с помощью телефона, а затем информация отсылается на сервер сети мобильного оператора и уже оттуда передается пользователю, обычно в виде купона, специального контента или другой формы рекламного предложения. Поэтому панельное обсуждение, изначально ориентированное на технологию сканирования штрихкодов с помощью камер на мобильных телефонах, превратилось в очень интересное обсуждение новых форм мобильного маркетинга.
Чем интересно сканирование двумерных штрихкодов с помощью мобильных телефонов?
Вот начальные тезисы новой области мобильного маркетинга: получение цифрового изображения штрихкода с помощью камеры на мобильном телефоне занимает меньше времени, чем набор текста на клавиатуре. Большинство людей уже знают, как отвечать с помощью короткого кода, что широко используется в американских телешоу для голосования за полюбившегося артиста.
А вот получение фотографий на телефонах освоили далеко не все их владельцы. Для начала надо уметь делать фотографии, а потом пересылать их с помощью MMS (Multimedia Messaging Service). Большинство пользователей считают, что лучше было бы интегрировать весь этот процесс в единое приложение, которое можно загрузить к себе на телефон.
Каждый участник панели сделал короткую презентацию о своем видении рынка. Чтобы быть до конца честным, надо сказать, что в панели не приняла участие компания SnapTell, хотя она как раз занимается сканированием кодов и ответом на них, и, наоборот, приняла участие компания ScanR (хотя не должна была этого делать), занимающаяся разработкой приложений для конвертации отсканированных изображений в документ на удаленном факсе или для сканирования визитных карточек и их хранения в виде vCard, которые могут быть переданы в контакты электронной почты. Я с уважением отношусь к компании ScanR и ее сотрудникам, просто их деятельность не относится к сфере мобильного маркетинга, и лучше было бы пригласить для участия в работе панели представителей SnapTell.
Совместная работа операторов и рекламных агентств
Очень хорошо, что в работе панели принял участие Брайан Станкевич из компании Alltel, поскольку он представил интересную информацию и рассказал о перспективах работы операторов беспроводной связи. Последние активно сотрудничают с ведущими мировыми брендами и рекламными агентствами, чтобы внедрить технологии быстрой передачи отсканированных изображений через MMS. По мнению Станкевича, операторы начнут работать с ведущими брендами и рекламными агентствами по продвижению их продукции с помощью сканирования двумерных штрихкодов уже в ближайшие несколько лет.
Одномерные штрихкоды, которые сегодня используются в розничной торговле для идентификации продуктов, не могут успешно читаться с помощью современных камер на мобильных телефонах. Этим камерам не хватает разрешения для того, чтобы преобразовать сфотографированный штрихкод в UPC (Universal Product Code — универсальный код продукта).
По мнению большинства участников панели, пройдет еще несколько лет, пока камеры в мобильных телефонах “научатся" считывать и расшифровывать одномерные штрихкоды.
Главная проблема — отсутствие стандартов
Главной проблемой, на которую обратили внимание участники панели, остается отсутствие стандартов для формата двумерных штрихкодов. Двумерные коды представляют собой цифровой образ, который легко может быть расшифрован на сервере в сети оператора. По мнению большинства участников панели, стандарты для двумерных штрихкодов будут разработаны в ближайшее время.
Одна из интересных возможностей, которая может быть реализована с помощью таких штрихкодов — это возможность связать их с демографическим профилем пользователя и направлять ему уже персонализованную информацию. Возьмем, к примеру, рекламу такой компании, как BMW. Каждый пользователь, который увидит рекламное объявление в прессе может сфотографировать двумерный код, указанный на этом рекламном послании, и послать его оператору беспроводной связи для обработки. В ответ он получит не просто общую информацию, а те варианты транспортных средств (и, возможно, кредитных программ), которые будут интересны именно ему. Ведь эти данные будут основаны на его возрасте, месте работы, поле (все эти параметры известны операторам мобильной связи). Все участники дискуссии согласились, что камеры мобильных телефонов должны иметь возможность прочесть абсолютно любые двумерные штрихкоды.
Большинство компаний предоставляют клиентское приложение, загружаемое на телефон, которое сканирует снятый код и пересылает его на сервер компании для обработки. Это позволяет упаковке миллионов продуктов (компьютеров до газированной воды) стать рекламной средой, которая может содержать коды для получения купонов, музыки, рингтонов и другого ценного цифрового контента, в том числе и видеоклипов. Например, по коду на бутылке лимонада можно получить скидочный купон или музыкальное видео, которое можно просмотреть на телефоне.
Дж. Джерри Пурди, доктор философии, вице-президент и главный аналитик компании Frost&Sullivan North American Information&Communication Technologies Practice. Признанный авторитет в отрасли, он занимается отслеживанием и анализом появляющихся тенденций, технологий и особенностей рынка мобильных вычислений и индустрии беспроводной передачи данных в Северной Америке.
После прихода в Frost&Sullivan в 2006 г. д-р Пурди специализируется в области мобильных и беспроводных устройств, беспроводной передачи данных и связи с инфраструктурой, обеспечивающей передачу данных в таких устройствах. Автор колонки Inside Mobile&Wireless, которая рассказывает о новостях отрасли, ее читают более 100 тыс. человек в месяц.