Не так давно я познакомился с AirMac. Симпатичный малыш, да и работает по-настоящему быстро, но что на нем стоит? Деловые приложения? (Ухмылка.) Или то, что сегодня называется GarageBand и FinalCut? И где оптический дисковод? А они еще твердят об улучшениях!

Ну ладно, ладно... Я никогда не претендовал на роль автора для Джерри Зейнфельда, но смысл этой тирады, думаю, ясен. Для войны между Mac и Windows годится любой юморист, готовый шутить ни о чем с экрана телевизора. И Microsoft делает Зейнфельда центральным звеном своей рекламной кампании ценой в 300 млн. долл., призванной противодействовать довольно успешному ролику Apple под лозунгом “Mac против PC”, который получил широкий резонанс в прошлом тысячелетии.

По огромной сцене нынешней конференции Microsoft Worldwide Partner Conference прошла целая череда руководителей Microsoft -- от генерального директора Стива Балмера и шефа глобальных поставок Аллисон Уотсон до парня, который управляет парковками в рендмондском городке корпорации. И все они всячески старались протолкнуть довольно трудную для понимания мысль: дела с Vista идут успешно, но Microsoft следует активнее создавать условия для ее продажи.

Вот только выглядит такая идея совсем не убедительно. Хотя за последние полтора года и было продано свыше 300 млн. копий Vista, пользователи продолжают высказывать недовольство. Больше всего их раздражают проблемы интеграции и производительности этой ОС, для которой места требуется чуть ли не с территорию штата Род-Айленд, а то и побольше. Кульминация шестилетних исследований и разработок под названием Vista доказала только одно: на роль самой безопасной ОС Microsoft она явно не тянет. А вот способность пожирать ограниченные ресурсы ПК демонстрирует прямо-таки неуемную (по своему опыту могу сказать, что мой домашний ПК с Vista Home Premium зачастую позволяет мне выпить лишнюю чашечку кофе, пока открывается файл).

Связанные с Vista проблемы хорошо известны поставщикам решений и реселлерам. Участники рынка В2В, начиная с крупных корпораций и заканчивая малым бизнесом, не слишком-то спешат переходить на нее. Microsoft так и не смогла убедительно показать, ради чего стоит жертвовать производительностью и стабильностью Windows XP, которую часто называют наилучшей версией Windows со времен платформы NT. Появление этой ОС в 2001 г. заставило многие компании обновить свои прежние инфраструктуры NT и развернуть Active Directory, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами XP. Во-первых, новинка давала заметный выигрыш в производительности и управляемости, а во-вторых, Microsoft наконец-то сумела избавить нас от “синих экранов смерти”.

Vista никаких таких выигрышей и близко не обещает. Единственное, что сулит Microsoft, — это интегрированный поиск и графику, но как одно, так и другое пожирает вычислительные ресурсы. Некоторые мои собеседники, правда, рассказывали, что они, оставив лишь базовые сервисы Vista, получали вполне сносную ОС, хотя и довольно неприглядную внешне. Похвала, прямо скажем, сомнительная.

Еще одну проблему, которая мешает нам поверить в “крутизну” Vista, создает сама Microsoft. А связана она с разработкой Windows 7 — уже анонсированной следующей версией этого семейства ОС. Просачивающиеся из корпорации сведения говорят о том, что она станет легче, будет в большей степени ориентирована на производительность и сохранит наилучшие, самые востребованные функции Vista при гораздо меньшем размере. Там, где нынешнему кумиру Microsoft требуется целых 4 Гб оперативной памяти, Windows 7, говорят, вполне сможет обходиться одним гигабайтом. Так зачем, скажите на милость, переходить на Vista, если оставшуюся до появления новой версии пару лет вполне можно провести и с ХР?

Что же касается Apple, то у нее есть явное преимущество перед Microsoft как в войне ОС, так и в битве за общественное мнение: она владеет обоими компонентами своей платформы — и ОС, и компьютером под нее. Microsoft же целиком и полностью зависит от продаж Windows через ОЕМ-партнеров, которые, в свою очередь, имеют дело со множеством разных машин, сильно отличающихся друг от друга по производительности, функциональности и возможностям. Лично мне нравится внешний вид Vista и набор ее функций, но мой не слишком-то мощный ноутбук Hewlett-Packard работает с ней примерно так же, как вел бы себя Dodge Charger с трехцилиндровым двигателем от микролитражки Smart.

Я считаю себя поклонником Office 2007, мне нравится тот уровень интеграции, которого Microsoft добилась в своих офисных приложениях и платформе Dynamics, но с точки зрения продаж ПК всё это не идет ни в какое сравнение с успехами Apple, точнее — ее iPhone и iPod. Совершенствуется, конечно, и Zune (по слухам, на этом малыше теперь можно даже слушать музыку), но в ближайшем магазине Best Buy я что-то не вижу желающих купить этот плейер вместе с персональным компьютером.

Вот тут-то и заключается главная трудность для Microsoft. Ведь хорошо известно, что на тенденции развития электроники сильнейшим образом влияют корпоративные решения о покупке средств ИТ. Несмотря на нежелание Apple пользоваться таким каналом и заявления Стива Джобса, что его нисколько не интересует корпоративный рынок, компьютеров Mac появляется в офисах все больше и больше. Пилотные программы по их развертыванию и поддержке на своих предприятиях проводят даже такие столпы ИТ, как Juniper Networks и Intel. А интеграция iPhone с почтовым сервером Microsoft Exchange лишь ускоряет проникновение Apple на рынок В2В.

Так что поскорее выпускайте Зейнфельда с его смешными шутками. А еще лучше попросите Майкла Ричардса снова вывести на сцену своего героя Крамера (по слухам, правда, над этим придется немало потрудиться). И посмотрим, сумеет ли Microsoft рассмешить нас так же, как Джастин Лонг (крутой малыш Mac) и Джон Ходгмен (закоренелый фанат ПК). Ну а 300 млн. долл. за рекламные материалы телевизионным каналам не помешают.