Проведенное eWeek исследование показало, что отношение к новой ОС Microsoft продолжает ухудшаться

Будь Windows Vista человеком, она неизбежно испытывала бы комплекс неполноценности. Со времен Windows ME ни одна ОС Microsoft не встречала столь прохладного отношения в деловых кругах — по оценкам исследователей, многие предприятия надеются вообще не переходить на эту систему в ожидании следующей.

Недавно произошли два события, которые, как ожидалось, должны были способствовать выходу Vista в корпоративную среду. Во-первых, появился сервисный пакет SP1 (обычно именно его дожидается бизнес, чтобы приступить к освоению новой ОС), а во-вторых, Microsoft начала изгонять Windows XP из каналов ОЕМ. Тем не менее в ходе недавнего опроса, который для eWeek провела исследовательская компания Ziff Davis Enterprise Research, почти три четверти респондентов заявили, что появление SP1 никак не скажется на их планах по обновлению Windows.

Еще одно подобное исследование, охватившее около четырёхсот ответственных ИТ-руководителей, было проведено фирмой Peerstone Research в мае 2008-го, то есть ровно год спустя после сходного опроса ИТ-менеджеров. При подготовке настоящего материала были использованы результаты обоих исследований, что позволило выявить временны́е изменения тенденций распространения Vista.

В нынешнем мае было отмечено, что к концу года (т. е. через 25 месяцев после дебюта этой ОС на ПК) Vista может появиться разве что на 9% персональных компьютеров респондентов, а к 2010—му — на 28%. Кроме того, около половины опрошенных сочли, что исчезновение из ОЕМ-каналов Windows XP никак не скажется на их планах по переходу на Vista, тогда как 28% признали, что это подтолкнет их к освоению новой ОС. Последнее хорошо согласуется с данными недавнего исследования eWeek, в ходе которого 27% опрошенных менеджеров сообщили, что в следующем году будут приобретать персональные компьютеры с Windows Vista.

Отметим, что Microsoft прекратила поставлять Windows XP в ОЕМ-каналы 30 июня нынешнего года, хотя продолжает предлагать лицензии для возврата на нее владельцам ПК с Windows Vista Business и Windows Vista Ultimate. Тем не менее, по данным двух исследований eWeek, доля новых компьютеров со старой доброй Windows XP втрое превышает процент тех, где предустановлена Vista (возможно, разрыв был бы не столь велик, если бы Microsoft вскоре после появления Windows Vista SP1 не выпустила Windows XP Service Pack 3).

Приведенные результаты наглядно показывают, что компании предпочитают заменять устаревшие ОС семейства Windows не на Vista, а на хорошо зарекомендовавшую себя ХР. Но ведь и сама Microsoft, и аналитики ожидали, что на новую ОС в первую очередь будут переходить те, кто пользуется Windows 2000 и более ранними версиями Windows! Популярность Vista, правда, растет, но гораздо медленнее, чем это происходило с ее предшественницей. За последний год доля Windows XP выросла с 74 до 83%, тогда как для Vista этот показатель за то же время увеличился с 2 до 5%.

Выводы последнего исследования eWeek подтверждает и июльский доклад Forrester Research, основанный на опросе примерно пятидесяти тысяч пользователей из двух с лишним тысяч организаций. Согласно полученным данным, в январе Vista была установлена всего на 6,2% корпоративных машин, а к июню этот показатель вырос до 8,8%. В то же время на долю Windows XP пришлось 87,1%. Как видим, с учетом статистических погрешностей результаты обоих опросов хорошо согласуются.

О нежелании компаний переходить на Vista свидетельствуют также данные других исследований и докладов. Об этом говорится, например, в апрельской презентации Gartner под названием “Windows Is Collapsing: How What Comes Next Will Improve” (“Коллапс Windows: как улучшить то, что станет следующим”). А июльский опрос, проведенный компанией King Research по заказу KACE, показал, что количество предприятий, которые не собираются переходить на Vista, даже возросло: если в 2007 г. такой ответ дали 53% опрошенных, то сейчас их оказалось 60%.

Microsoft жонглирует цифрами

Microsoft оценивает продвижение Vista совершенно иначе. На это, в частности, указывает речь старшего вице-президента группы онлайновых сервисов и Windows корпорации Билла Вегта, которую он произнес в июле на ежегодной конференции финансовых аналитиков Financial Analyst Meeting.

“Пользуются ли ею? — задал он риторический вопрос. — Среди потребителей мы видим сильнейшую тягу к ПК с Windows Vista. На эту ОС переходят и компании, особенно после выхода SP1, который, по нашим наблюдениям, намного ускорил такой процесс. Да и вы видите, что бизнес все быстрее осваивает Vista”. Конкретных цифр, правда, Вегт не привел, сообщив только, что за II квартал 2008 г. было продано 40 млн. лицензий на новую ОС. Вот только цифра эта не так уж и велика, как может показаться на первый взгляд. По данным Gartner, за то же время в мире было выпущено 72 млн. персональных компьютеров, хотя за вычетом серверов х86, которые тоже включены в суммарное число, общий парк новых ПК будет ближе к 70 млн.

В то же время в каналах ОЕМ на долю Vista приходится примерно 80% всех продаж, что соответствует 32 млн. лицензий на новых ПК. Таким образом, простой подсчет показывает, что новая ОС была установлена менее чем на половине из 70 млн. персональных компьютеров, выпущенных во II квартале.

По оценке же eWeek, новой ОС оснащено 46% компьютеров, которые сошли с конвейеров во II квартале. А с момента выпуска Vista 30 января 2007 г. по 30 апреля 2008-го доля таких ПК составила (также по оценкам eWeek) 39%, что на 2% больше, чем за пару месяцев до этого.

В подтверждение своих слов Вегт привел результаты опроса потребителей, проведенного по заказу Microsoft компанией NPD. Согласно полученным данным, новой ОС “удовлетворены” или “полностью удовлетворены” 89% респондентов, а 83% даже готовы рекомендовать ее другим. А вот какой-либо количественной информации, касающейся корпоративной среды, в докладе не оказалось, и это может свидетельствовать о том, что Microsoft так и не добилась широкого распространения Windows Vista среди организаций.

Зато представитель корпорации очень подробно рассказал, как Microsoft устраняла известные проблемы совместимости. “Мы составили список из двух с половиной сотен корпоративных приложений, развернутых на пяти миллионах рабочих мест, и для каждой такой программы нашли собственное решение”, — заявил Вегт.

Microsoft выпустила Windows XP через полтора года после Windows 2000, что способствовало переходу корпораций на новую ОС. Vista же появилась примерно через шесть лет после Windows XP. Так где же скрытый спрос? Если через год после выхода в свет новинка пользуется не большей популярностью, чем ХР, то об успехе говорить нечего. Тем более, что сегодня персональных компьютеров выпускается гораздо больше, чем в 2003-м — через год после появления ХР. Значит, перед Microsoft стоит очень большая проблема: у Vista есть успешный конкурент, и это не кто иной, как ее предшественница — Windows XP.

Способствуют прохладному корпоративному отношению к Vista и другие факторы. Как уже не раз отмечалось в eWeek, к числу главных недостатков этой ОС можно смело отнести проблемы совместимости с приложениями и непомерные требования к оборудованию. По данным опроса, который был проведен eWeek в мае нынешнего года, почти три четверти ИТ-менеджеров считают переход своей организации на Vista “маловероятным” или “очень маловероятным” из-за сложностей с установкой приложений и примерно столько же — по причине слишком больших ее аппаратных аппетитов.

Но даже с учетом всего вышесказанного рост негативного отношения к новой ОС за время, прошедшее между проведенными eWeek опросами 2007 и 2008 гг., просто не может не поражать. В ходе обоих исследований 49% ИТ-менеджеров высказались против Vista категорически, а мнение многих других представителей коммерческих организаций изменилось с “нейтрального” и “несколько позитивного” на “резко негативное”. Если во II квартале 2007 г. нейтральные позиции в отношении перехода на Vista занимали 54% корпоративных менеджеров, а еще 11% выступало против этого резко, то в том же квартале года нынешнего нежелание переходить на новинку Microsoft выразил 51% опрошенных бизнес-менеджеров, причем 30% из них придерживаются резко отрицательного отношения.

В апрельском докладе Forrester аналитик Бенджамин Грей назвал несколько проблем с Vista, больше всего мешающих распространению этой ОС в корпоративной среде: “Специалисты по работе с настольными системами рассказывали Forrester, что видят полный смысл в стандартизации своих ресурсов на базе Windows Vista, но зачастую не могут переубедить ИТ-директоров в безопасности такого перехода. Главными помехами они считают неоднозначное отношение к Windows Vista в прессе и слухи о том, что появится после нее”.

В опросе eWeek 2007 г. против перехода на эту ОС резко высказались 22% респондентов, а год спустя такой позиции придерживалось уже 55% опрошенных. За этот же период, как показали исследования eWeek, сопротивление со стороны пользователей также увеличилось — с 21 до 53%.

Сегодня, как это ни странно, Vista испытывает серьезную конкуренцию со стороны не только прежних версий Windows, но и будущих. Многие организации предпочитают дождаться появления следующей ОС — Windows 7, выпуск которой намечен на конец 2009-го.

“Forrester обнаружила, что в десятках компаний развернулись внутренние дебаты по поводу полного отказа от Windows Vista и перехода сразу на следующую версию под названием Windows 7”, — отметил Грей.

Считая главной слабостью Vista негативное отношение к этой ОС, Microsoft начала развертывать мощную маркетинговую кампанию стоимостью в 300 млн. долл. С этой целью корпорация создала Web-сайт “Mojave Experiment”. Украшенная девизом “Смотри сам! Решай сам!”, страница проекта содержит ряд различных маркетинговых материалов и видеоролик.

Идея эксперимента проста: познакомившись с Windows Vista, что называется, из первых рук, пользователи должны полюбить ее. Сначала мы видим несколько ярых противников Vista, которым затем показывают “новую” версию Windows под названием Mojave, и та приводит участников в восторг. После этого ведущий поясняет, что они имели дело с той самой Vista, что так не нравилась им вначале. А в заключение демонстрируются тщательно подобранные сюжеты с потрясенными пользователями.

Вот только участники эксперимента Mojave видели Vista в специально созданной среде на машинах, настроенных самой Microsoft, причем демонстрация длилась всего десять минут. Но какой была бы реакция тех же самых пользователей после десяти часов или десяти недель работы с Vista? Об этом остается только гадать...