Улучшить поиск на сайте не так уж сложно, но многие организации пока этим не занимаются

Компании в наши дни тратят много времени на раздумья о поисках в Интернете и много денег на уяснение путей, как улучшить взаимодействие своих веб-сайтов с поисковыми машинами.

Однако в целом ряде организаций это практически сводится к повышению заметности и ранга своего сайта в Google за счет использования разнообразных методов оптимизации поиска на сайте (search engine optimization, SEO). И хотя способы SEO могут давать реальный эффект, в них зачастую есть и доля черной магии, и даже лучшие SEO-практики ощущают свой слабый контроль над связанными с поиском изменениями и капризами, исходящими от Google.

Забавно, что существует зона поиска, где компании располагают куда большим контролем, но на которую они обращают гораздо меньше внимания, а то и попросту игнорируют её. Это поисковые возможности в рамках их собственных сайтов.

Когда пользователи начинают искать информацию и контент на конкретном сайте, хорошо продуманная поисковая машина может приносить реальные дивиденды, помогая людям находить то, что их интересует. Но, как ни странно, многие владельцы веб-сайтов, похоже, игнорируют собственные поисковые возможности и фактически не занимаются оптимизацией внутреннего поиска.

Недавно выпущенный отчет Jupiter Research под названием “Site Research: Building the Ultimate Results Page” показывает, как действует поиск на сайтах и как разные типы посетителей используют внутрисайтовый поиск для нахождения веб-контента. Хотя отчет не содержит чего-то существенно нового, он ясно раскрывает важность усилий по построению машины внутрисайтового поиска, помогающей пользователям находить на сайте нужный контент и побуждающей их задерживаться на этом сайте и повторно его посещать — в противоположность ситуациям, когда плохая организация поиска разочаровывает посетителя и отбивает у него охоту возвращаться.

В своем исследовании Jupiter Research разделяет опрошенных пользователей на четыре группы: супер-ветеранов Сети, ветеранов Сети, промежуточную прослойку пользователей и новичков. По данным отчета, новички более склонны использовать поиск на сайте, чем “продвинутые” пользователи. Кроме того, они чаще задействуют вспомогательные средства поиска, например наиболее популярные результаты, тогда как ветераны охотнее пользуются расширенным поиском и выбором конкретных опций поиска на сайте.

Отчет также обращает внимание на использование мультимедиа и хорошо оснащенных веб-интерфейсов для улучшения возможностей поиска и представления его результатов.

Для меня странно, что многие организации, несмотря на несложность улучшения поиска внутри сайтов, все еще не обращают на это внимание.

Вот мои рекомендации: полноценно используйте инструментарий поисковой машины своего сайта для изобретения способов улучшить возможности поиска; выявляйте часто употребляемые поисковые термины и придумывайте специально для них наиболее эффективное представление результатов, а также позаботьтесь, чтобы банальные опечатки не мешали людям находить искомую информацию.

Самое главное, обеспечьте условия, чтобы все это работало. Если вам трудно находить через собственную поисковую машину заведомо существующие результаты, то для посетителей сайта то же самое сделать будет практически невозможно.

Если же ваши посетители не смогут найти то, что их интересует, они потеряют желание возвращаться на ваш сайт.

С главным аналитиком по технологиям Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jrapoza@eweek.com .