Представьте, что вы поджигаете кусочек пластика и вдыхаете исходящий из него дым. Примерно в таких рабочих условиях перерабатывают технические отходы в развивающихся странах. Без соответствующего оборудования и фильтров ядовитые вещества попадают прямым путём в организм рабочих и окружающею среду. Последствиями являются тяжёлые заболевания и экологические проблемы. А в развивающиеся страны эти отходы в гигантских количествах поступают из стран развитых.

Стимул для экспорта отходов появился в восьмидесятых годах. В связи с интенсивным развитием промышленности было принято много строгих постановлений в целях защиты окружающей среды. Таким образом, избавление от технических отходов, которые содержат множество опасных веществ, например свинец, кадмий или ртуть, стало очень дорогостоящим делом для предприятий. Перевозка отходов в развивающиеся страны оказалась выгодной альтернативой. Если в Германии уничтожение одной тонны ядовитых отходов обходится предприятию в 5000 евро, a тонны технических отходов -- в 200 евро, то экспорт технических отходов, включая ядовитые элементы, в африканскую страну стоит всего 100 евро за тонну.

В 1989 г. были приняты первые меры против опасного экспорта — Базельская конвенция, регламентирующая трансграничную перевозку опасных отходов и их уничтожение. Главные её принципы можно представить следующим образом:

-- ввоз опасных отходов в страну может быть осуществлён только при письменном согласии государства;

-- трансграничные перевозки могут быть разрешены только при условии обеспечения должной защиты здоровья людей и окружающей среды.

До сегодняшнего дня соглашение подписали 170 стран, в том числе и Россия. Такой крупнейший производитель технических отходов, как США, воздержался от ратификации документа.

Семнадцатого сентября главное бюджетно-контрольное управление (ГБКУ) США опубликовало доклад с резкой критикой работы управления по охране окружающей среды (УООС). Исследования ГБКУ показали, что большинство американских предприятий пользуется дешёвой экспортной альтернативой, несмотря на принятые законы. Так, по законам США при экспорте отходов от производства телевизоров и электронно-лучевых трубок требуется разрешение УООС (все остальные технические отходы, в том числе и от электронной промышленности, подпадают под добровольный “самоконтроль”). Тем не менее 43 американские компании, частично осведомлённые о нормах УООС, были готовы вывезти отходы телевизионной техники в развивающиеся страны, тем самым сознательно противодействуя этим нормам. По данным министерства торговли США, 80% технических отходов электроники экспортируется в страны, где не регламентирован порядок уничтожения мусора и не налажена защита окружающей среды и работающих людей.

По этой причине сенатор США Браун Шерод выступил с инициативой по запрету экспорта технических отходов. Аналогичную инициативу выдвинул сенатор Грин Джин. Но несмотря на проявленные усилия, данная инициатива не нашла должной поддержки на 110-м конгрессе.

Исходя из вышеизложенных фактов напрашивается вывод о том, что для защиты здоровья и окружающей среды требуется более жесткий контроль по исполнению экологических норм. Но, как пишется в докладе ГБКУ, УООС не имеет ни планов, ни программ для осуществления контроля и даже не заинтересовано в проверке исполнения норм предприятиями. Доказательством тому является устаревшая статистика по данному вопросу (последняя была представлена за 2005 г.).