Бизнес, связанный с ИТ-услугами, служит для IBM своего рода островком безопасности в переполненном финансовыми проблемами мире. Как и вся американская экономика, Голубой гигант все больше нацеливается на сервисы, как деловые, так и технические. Подразделение IBM Global Services принесло в 2007 г. рекордный доход в 54,1 млрд. долл., который продолжает расти. Еще более примечательным его руководитель Адам Клейбер считает то, что прибыль Global Business Services непрерывно увеличивается на протяжении девяти последних кварталов.

Во многом именно благодаря услугам финансовое положение корпорации остается стабильным. Вслед за рекордными показателями 2007 г. IBM Global Services показало прекрасные результаты и во II квартале года нынешнего, превзойдя плановые показатели. Так, прибыль по сравнению с прошлым годом увеличилась на 16%, а валовой доход возрос на 29,6%. К тому же, по словам Клейбера, позитивным признаком стала и сумма заключенных контрактов, достигшая 14,7 млрд. долл. (прирост – 12%). Всего же за пять лет после приобретения компании PricewaterhouseCoopers валовая прибыль подразделения сервисов IBM выросла с 10,7 млрд. долл. до 15,4 млрд.

Все это происходит на фоне агрессивной политики в области услуг других производителей. Так, Hewlett-Packard в нынешнем мае приобрела за 13,9 млрд. долл. давнего поставщика ИТ-сервисов фирму EDS. Но еще в III финансовом квартале, когда данная сделка только намечалась, прибыль подразделения HP Services выросла на 14% -- до 4,8 млрд. долл. Теперь же, после слияния, компания рассчитывает значительно укрепить свои позиции в этой области. По ее расчетам, суммарный доход обеих фирм в конце 2007 финансового года составил 38 млрд. долл.

Но вернемся к IBM. Кроме вполне заслуженного внимания к ИТ-услугам успешному ходу дел корпорации способствует и еще одно обстоятельство — подключение к сервисному подразделению исследовательской группы IBM Research. Альянс этих двух направлений привел к значительному перераспределению инвестиций между локальными программными ресурсами и сервисами.

Как рассказал вице-президент корпорации по исследованиям в области сервисов Роберт Моррис, подразделение IBM Research помогает трансформировать сервисы за счет автоматизации и совершенствования управления, выводя их на новый уровень: “Мы уже знаем, как автоматизировать у заказчика производство, как управлять его отношениями с клиентами, цепочками поставок и кадрами. Мы и дальше будем заниматься этим, применяя самые современные технологии IBM Research, чтобы в полной мере использовать новые возможности. Пока наши конкуренты пытаются выжать из каждого процесса еще десяток процентов эффективности за счет привлечения дополнительных сил, IBM все свои процессы автоматизирует с помощью стандартных ресурсов и выводит в совершенно новую область. Десяти процентов прибавки нам мало. Мы выходим в смежные области и на совершенно новые рынки, чтобы дела шли в десять раз лучше”.

К таким смежным областям Моррис относит интеллектуальные grid-системы для предприятий коммунального обслуживания, совершенствование средств доставки товаров, сотрудничество с больницами ради перестройки здравоохранения и автоматизации работы с историями болезни. По его словам, за последние четыре года произошли заметные изменения благодаря тому, что IBM Research начала обращать гораздо больше внимания на сервисы. Это исследовательское подразделение, в частности, стало намного теснее сотрудничать с пользователями услуг. “Нам нужно понять, с какими проблемами они сталкиваются и какова модель их бизнеса, — сказал Моррис. — Так, PwC использовала компонентную бизнес-модель, а мы дополнили ее средствами информатизации. Но нам это не удалось бы без помощи консультантов. Как ни много у нас технических ресурсов, только ими одними с проблемой не справиться”.

Именно глубокие знания консультантов в сочетании с алгоритмами и ресурсами IBM Research позволяют создавать специализированные решения для различных вертикальных секторов экономики. “Мы способны отточить их под каждого клиента, — заявил Моррис. — Технологии программной инженерии помогли нам создать целостную систему разработки и доставки ресурсов, которые необходимы для реализации решений в интересах пользователей”.

Кроме того, отметил он, освоиться в новом мире многоразовых ресурсов корпорации помогли инвестиции в сервисно-ориентированную архитектуру (SOA). Всё необходимое для создания SOA-компонентов уже имеется в средствах разработки IBM Rational. “Этот инструментарий призван повысить эффективность использования ИТ, — утверждает Моррис. — Большинство технологий реализовано в виде элементов, подключаемых к нашим программным средствам. Например, для подразделения Global Technology Services мы используем множество инструментальных программ из Tivoli, а для Global Business Services применяем компоненты на базе Rational и WebSphere. В результате вся наша продукция, сервисы и исследования полностью вписываются в триединую модель”.

Для управления цепочками поставок приложений исследовательское подразделение IBM предлагает методику под названием Application Factory (фабрика приложений), которую можно смело сравнить с новым поколением средств управления проектами. Здесь все рабочие элементы процессов делятся на так называемые рабочие пакеты. Такая концепция, по признанию Морриса, заставила открыть совершенно новую область исследований, поскольку традиционный инструментарий управления проектами уже не справляется со своими задачами.