Несмотря на ограниченную поддержку устройств, новинка обладает интересными возможностями мониторинга систем электронной почты и поиска неполадок в них

Zenprise for BlackBerry and Exchange содержит всё, что только может понадобиться компании для контроля за доставкой мобильной электронной почты и поиска неполадок в этой системе. Но лишь при одном условии: на границе почтовой среды должны находиться коммуникаторы BlackBerry фирмы Research In Motion, а в ее ядре — Microsoft Exchange и корпоративный сервер BlackBerry Enterprise Server. Если это условие выполнено, новинка заслуживает наивысших похвал за прекрасное сочетание аналитических возможностей с рекомендациями по устранению неполадок. Так что даже ограниченная поддержка устройств не помешала специалистам eWeek присвоить Zenprise for BlackBerry and Exchange почетное звание “Выбор аналитика”.

Блестящее достоинство Zenprise в том, что на основе данных исследования нескольких сетей и серверных приложений новинка способна выявлять проблемы с доставкой электронной почты по всей цепочке ее прохождения. Она контролирует состояние принадлежащих компании копий Exchange и BES, ведет поиск неполадок как в корпоративной сети (включая локальные серверы Active Directory и DNS), так и в сотовой сети оператора связи, а также проверяет на вероятность сбоев сеть доставки электронной почты фирмы Research In Motion. Торможение может возникнуть на любом участке такого сложного пути, поэтому Zenprise for BlackBerry and Exchange внимательно исследует каждый из них.

Хотелось бы, конечно, чтобы программа могла работать и на устройствах с Windows Mobile, где управление и доставка почты производится с помощью Microsoft Exchange ActiveSync, но пока это лишь в планах Zenprise. Некоторый оптимизм вселяет название Zenprise for Exchange, судя по которому здесь появится и поддержка устройств с операционными системами Microsoft, причем случится это скорее раньше, чем позже.

При подготовке настоящего обзора я провел тестирование последней бета-версии Zenprise 4.0 for BlackBerry and Exchange (финальный продукт увидел свет в сентябре). В 4-й версии появилась поддержка 64-разрядных устройств и ОС, что позволило Zenprise увеличить количество управляемых серверов (один экземпляр новинки способен поддерживать до 120 серверов ActiveDirectory, Microsoft SQL, BlackBerry Enterprise или Exchange). Улучшена здесь и поддержка новых почтовых сред Exchange 2007.

Цена на Zenprise 4.0 for BlackBerry and Exchange зависит исключительно от количества поддерживаемых системой устройств. В нее включены все базовые элементы, в том числе централизованный программный сервер Zenprise, механизм генерации отчетов и агенты для размещения на любых управляемых серверах. В конфигурации на 1000 пользователей подключение к ней одного сотрудника обойдется заказчику в 40 долл.

Прежде чем приступить к тестированию, я включил функцию обнаружения своей сети и нашел все компоненты мобильной почтовой системы, чтобы затем добавить их в базу данных Zenprise. В результаты поиска попали все серверные узлы инфраструктур BES, Exchange и ActiveDirectory, равно как и наладонники BlackBerry, находившиеся в тот момент под управлением BES. Немедленно после этого началась проверка некоторых из них на предмет признаков неполадок, которая производилась с помощью стандартного инструментария Windows.

Прежде всего выяснилось, что для сбора информации об устройствах BlackBerry и сетевой информации с BES на всех экземплярах этой системы необходимо установить агенты. Впрочем, администратору не составит труда сделать это прямо с консоли Zenprise Console сразу по завершении поиска. Кроме того, он может инсталлировать агенты на компонентах инфраструктуры Exchange и ActiveDirectory. Такие программки повышают эффективность мониторинга и передают данные только об известных ошибках. А в случае сетевых сбоев они способны сохранять журналы регистрации и передавать их для анализа, что позволяет администраторам производить в реальном времени диагностику различных сервисов.

Для выявления изменений внутри BES нужно как можно чаще повторять поиск, так как без него вновь подключенные устройства BlackBerry останутся невидимыми. При этом обнаружение можно производить как вручную, так и в автоматическом режиме через заданные промежутки времени.

Сразу по заполнении базы данных Zenprise начала анализировать симптомы потенциальных неполадок в сети. По мере сбора информации система производила корреляцию симптомов, изменяя тем самым уровень точности своих прогнозов. Для этого используется технология под названием ZenPro, которая, опираясь на тысячи комплексных деревьев решений, связывает выявленные симптомы с возможными причинами.

Построенные инженерами Zenprise деревья решений позволяют проанализировать практически любой сценарий, который только можно представить себе на основании того или иного симптома. Определить, в какую теорию лучше всего вписываются собранные данные, помогает множество цепочек “если, то…”. При появлении информации, вписывающейся в какую-либо гипотезу, ZenPro прежде всего генерирует обоснованную версию источника проблемы (Probable Cause), а затем, когда диагноз полностью подтверждается, возводит ее в ранг “главного подозреваемого” (Route Cause). В общей сложности эта инструментальная программа способна учитывать 7000 обнаруженных событий, соответствующих 400 симптомов, и сводить их к одной из примерно шестнадцати возможных причин. Прямо-таки, на мой взгляд, мировой чемпион по сбережению времени!

Увидеть весь этот интеллект в работе администраторы Zenprise могут на закладках Diagnose (“диагноз”) и Resolve (“решение”) консоли Zenprise Console. Это Windows-приложение подходит для множества самых разнообразных задач: оно пригодится оператору справочного стола, позволит проверить смартфон пользователя, поможет инженеру выявить неполадки в подключении MAPI (Messaging API — интерфейс прикладного программирования для обмена сообщениями) между средами Exchange и BES. Когда основная причина (Root Cause) бывает определена, Zenprise выводит на экран последовательность выполняемых действий в графическом виде (со ссылками на справочную документацию, включая статьи из баз знаний Microsoft или Research In Motion, и более подробные рекомендации по устранению неполадок), что помогает избавиться от выявленной проблемы.

Администратору HelpDesk вполне достаточно User Dashboard (приборная панель пользователя), инструментарий которой поможет ему найти неполадки в устройстве и нормализовать его работу. Получив запрос пользователя, он сумеет быстро найти нужный аппарат (по фамилии сотрудника, номеру телефона, адресу электронной почты, названию оператора связи или по указанному типу), просмотреть его состояние и параметры Exchange. Кроме того, администратор убедится в доступности найденного устройства, проверит его память, связанные с ним серверы BES и Exchange, тип сети и номер IMEI (International Mobile Equipment Identity — международный идентификатор мобильного оборудования). В дополнение к этому Zenprise покажет уровень сигнала и зарядки аккумулятора по последним данным BES, хотя такие сведения вполне могут оказаться устаревшими (в зависимости от того, когда BES производила опрос среди устройств в последний раз). При необходимости администратору не составит труда провести диагностические тесты в реальном времени — если устройство подключено к сети, то воспользоваться командой ping либо, измерив время прохождения пробного электронного письма, определить доступность адреса и задержку в доставке. На отдельной закладке панели User Dashboard выводится информация о пользовательском экземпляре Exchange, из которой видно, не превышена ли квота почтового ящика и не истек ли срок действия пароля.

Другие диагностические закладки — Zenprise Dashboard (панель Zenprise для анализа собранных и выявленных проблем с сервером), Diagnosis & Resolve Dashboard (панель диагностики и устранения, на которой выводятся пошаговые рекомендации по устранению неполадок) и Performance Chart (график производительности) — доступны только администраторам, выступающим в роли Zenprise Administrator или Zenprise Infrastructure. Обе они дают право на просмотр всех данных консоли Zenprise, но изменять параметры настройки и правила уведомлений дозволено только администратору Zenprise.

В ходе тестирования я попытался с помощью Zenprise решить несколько часто встречающихся проблем с активацией и использованием BlackBerry. Обнаружив, что при переходе из хостингового сервиса BlackBerry Internet Service фирмы Research In Motion в корпоративную среду BES возникают сложности с активацией, система совершенно справедливо посоветовала перед активацией удалить устройство, а затем описала дальнейшие шаги для данной модели телефона. Заметила Zenprise и то, что сообщение об активации попало в фильтр нежелательной почты Outlook, — если бы оно осталось там, процесс завис бы.

Zenprise быстро выявляет случаи переполнения почтовых ящиков и исчезновения устройства из сети, когда в очереди еще остаются неотправленные письма.

Пользователей BlackBerry можно сводить в VIP-группы (пока Zenprise позволяет создавать не более пяти таких групп), что дает возможность из одного окна консоли следить за качеством обслуживания сразу нескольких сотрудников. Чтобы проверить такую возможность, я создал группу для руководителей высшего звена и обеспечил для нее минимальную задержку даже при медленной работе одного из принадлежащих им устройств. А вот запрограммировать особые уведомления по этой группе, как оказалось, в Zenprise нельзя, что меня несколько разочаровало. Хотя система и позволяет создавать административные уведомления о событиях множества типов, привязать их к конкретной VIP-группе не удается.

Если, например, ИТ-директор захочет оперативно узнавать о перерывах в связи своего босса длительностью больше 15 мин, то, настроив систему на автоматическое уведомление о подобных событиях, он найдет в своем почтовом ящике сообщения о таких же сбоях и у рядовых сотрудников. Другими словами, чтобы воспользоваться всеми преимуществами классификации VIP, кто-то должен постоянно следить за консолью Zenprise.

Что же касается инфраструктуры, то новинка оказывает неоценимую помощь по диагностике проблем как в средах BES и Exchange, так и между ними. Она способна обнаружить прерванные цепочки сообщений, ошибки MAPI и малые остатки свободного дискового пространства, чреватые заторами при доставке электронной почты. А сервисный монитор помогает оперативно идентифицировать крупные проблемы: стоило мне “убить” процесс BES или отключить сетевой адаптер на сервере Exchange, как минуту спустя в моем ящике уже лежало уведомление об этом.