В конце сентября в Москве директор по дистрибуции российского представительства компании Powercom Алексей Морозов заявил об открытии нового “солнечного” направления тайваньским вендором, специализирующимся главным образом на источниках бесперебойного электропитания, и о готовности начать поставки в нашу страну солнечных батарей собственного производства. По-видимому, такой неожиданный шаг компании, специализирующейся в сегменте ИБП, был вызван несколькими факторами: недоиспользованием производственных мощностей, снижением темпов роста рынка традиционных ИБП и усиливающейся в этом сегменте конкуренцией.

Хотя существует мнение, что практическое использование солнечной энергии в широких масштабах начнется еще не скоро (возможно, после 2020 г.), ряд экспертов полагают, что мировой рынок солнечной энергетики уже сформировался. Так, согласно данным аналитической компании Solarbuzz, специализирующейся в этой отрасли, в прошлом году в мире общий оборот в сегменте солнечных панелей составил 17,2 млрд. долл.; консолидированная мощность изготовленных солнечных источников за тот же период достигла рекордной цифры —- 3436 МВт в сравнении с 2204 МВт годом ранее. Китаю как производителю принадлежит 35% этого рынка, Японии — 26%.

Мировой рынок инсталляций солнечных батарей в прошлом году достиг общей мощности в 2826 МВт, показав рост в 62% по сравнению с предыдущим годом. 47% этого рынка приходится на ФРГ (1328 МВт); за ней следуют Испания с долей в 23% (640 МВт), Япония и США (у каждой по 8%); на долю остальных стран Европы приходится 6%, а мира в целом — 8%.

Почти 90% ячеек производится с использованием технологии на основе массивного моно- и поликристаллического кремния. Удвоилось производство тонкопленочных солнечных элементов —- до 400 МВт в 2007-м по сравнению с 181 МВт в предыдущем.

Основным недостатком при внедрении солнечных панелей является вывод из обращения значительных площадей. Вместе с тем они могут размещаться и наверху снабжаемых энергией объектов, например на крышах. Считается, что одна солнечная батарея площадью 1 кв. м, накопив за день энергию, может обеспечить освещение в ночное время одного подъезда пятиэтажного дома в московском регионе.

По данным экспертов, в России рынок солнечной энергетики только начинает формироваться, но уже сегодня работают восемь предприятий, располагающих технологиями и производственными мощностями для изготовления солнечных элементов и модулей общей мощностью 2 МВт в год. Так что новому игроку на нем возможно придется столкнуться с конкуренцией. В представительстве вендора после проведенного исследования российского рынка солнечной энергетики считают, что по ценам предлагаемая продукция является вполне конкурентоспособной, и надеются на активное сотрудничество со своими партнерами в области солнечной энергетики. В Powercom рассчитывают на рост этого рынка в России, однако его величина во многом будет определяться государственной политикой в данной области, в том числе ценами на электроэнергию.

Для Powercom 2007 г. оказался примечательным в плане открытия нового направления — производства солнечных элементов и панелей. Работы в этом нетрадиционном для производителя направлении велись уже с прошлого года. За это время были разработаны конструктивы, создан модельный ряд источников солнечной энергии, подготовлен технологический цикл производства, налажено серийное изготовление батарей из кремниевых модулей (также собственного производства).

Солнечные элементы предлагаются как монокристаллические, так и мультикристаллические с типоразмером 5 дюймов (125×125 мм) и 6 дюймов (156×156 мм) с КПД от 13 до 17%. Продукция, по заявлению производителя, соответствует стандарту ISO 9001:2000. Уже налажены поставки солнечных панелей мощностью от 85 до 272 Вт.

Для преобразования солнечной энергии, поступающей от панелей, тайваньский производитель предлагает серию специальных фотоэлектрических инверторов Solar King (SLK-1500/2000/4000).

Алексей Морозов, посетивший этим летом вместе с коллегами заводы Powercom в Китае, подтвердил, что компания обладает полным циклом производства: от изготовления кристаллических элементов до сборки готовых решений в разных исполнениях. Панели устанавливаются в водонепроницаемый герметичный корпус, рассчитанный на 20-летний период работы, с алюминиевой рамой и специальным закаленным 3,2-мм стеклом с высокой пропускной способностью. В панелях использованы байпасные диоды, обеспечивающие предотвращение потерь энергии в затененной части поверхности панели.

Перед отгрузкой заказчику панели проходят тестирование на герметичность и определяется их фактический КПД. На источник предоставляется двухгодичная гарантия, на аккумулятор — 3 года со дня отгрузки с производства, так как срок его службы ограничен технологией изготовления и составляет от трех до пяти лет. Заказчик может заменить аккумулятор самостоятельно. Что касается долговечности солнечных панелей, то производитель гарантирует 10 лет эксплуатации с сохранением 90% первоначальной мощности и 25 лет с сохранением 80%. Обслуживание панелей осуществляется через московский сервисный центр.

Поставки этой продукции планируются со следующего года, а информация о них в прайс-листе появится к концу года.