На прошедшей в октябре в Москве международной выставке “ЧипЭкспо” компания Freescale Semiconductor, входящая в первую двадцатку мировых производителей электронных компонентов, обнародовала планы по развитию своего бизнеса в России “в агрессивном ключе”. Стив Вейнрайт (Steve Wainwright), вице-президент по сбыту и маркетингу компании и генеральный менеджер по региону ЕМЕА объявил о подписании контрактов с двумя новыми партнерами — компаниями “Симметрон” и “Элтех”, работа с которыми “будет способствовать достижению поставленной цели”.

Freescale (до 2003 г. находившаяся в составе американского гиганта Motorola, а с 2006-го вошедшая в состав консорциума Blackstone Group LP) как производитель и поставщик электронных полупроводниковых компонентов (ЭПК) присутствует на российском рынке с 1994 г. (до 2003 г. -- под брендом американского концерна), осуществляя продвижение собственной продукции через своих глобальных европейских партнеров, от которых ее получали отечественные дистрибьюторы “Гамма”, “Новые технологии”, “Элкотех” и др.

Однако до сих пор какой-либо существенной долей отечественного рынка электронных компонентов Freescale, по признанию г-на Вейнрайта, овладеть не удалось… Возможно, именно чрезмерная сложность партнерской сети привела к необходимости поиска “прямых” дистрибьюторов, которые могли бы помочь в “агрессивном” развитии бизнеса в нашей стране путем увеличения числа заказчиков и усиления технической поддержки проектов.

По словам г-на Вейнрайта, такое решение было непростым, и основывается оно на результатах исследований российского рынка ЭПК, емкость которого, по разным статистическим оценкам, в прошлом году находилась в пределах от 500 млн. до 1 млрд. долл. при ежегодном росте, измеряемом двузначными цифрами (до 30%) и значительно превосходящем аналогичный показатель западных стран, что делает этот рынок очень привлекательным для производителей чипов, так как здесь заложен большой потенциал для развития бизнеса. При принятии новой стратегии учитывалось и то обстоятельство, что российский рынок диверсифицирован в той или иной степени и большую долю на нем составляют мелкие и средние электронные фирмы -- заказчики ЭПК, а для их поддержки и продвижения продуктов требуются значительные усилия со стороны инженеров дистрибьюторских компаний. Также было принято во внимание, что на этом рынке существует жесткая конкуренция, а сам рынок уже поделен между основными игроками. Здесь г-н Вейнрайт четко выделил три сегмента, в которых компания намерена выступать, используя собственные продукты, наработки и опыт: автомобильная электроника, телекоммуникации и промышленная электроника.

Американского производителя привлекает и то, что в России находятся специалисты высокой квалификации, которые располагают богатым опытом работы с ЭПК разных вендоров и могут выполнять проекты не только для внутреннего рынка, но и по зарубежным заказам.

Сегодня в штате российского представительства компании насчитывается пять человек. С начала нынешнего года Freescale уже активизировала свою деятельность в нашей стране, что привело к увеличению числа сотрудников в ее российском исследовательском центре с 40 до 85 человек. Этот центр, расположенный в подмосковном Зеленограде, занимается научными исследованиями и разработкой перспективных микросхем, рассчитанных на организацию в будущем производства в России на базе современных технологий.

Компания намерена и дальше увеличивать здесь численность сотрудников и бюджет для проведения маркетинга и продвижения бренда Freescale как самостоятельно, так и через партнеров. В частности, планируется создание русскоязычного сайта Freescale. Помимо этого предполагается поддержка действующих (ранее под брендом Motorola) в ряде отечественных вузов микропроцессорных центров экспертизы Freescale, в которых накоплены опыт проведения научных исследований, выполнения проектов малой и средней сложности и изучения элементной базы американского производителя, а также расширение сети таких центров с целью подготовки молодых специалистов в этой области и наращивания присутствия компании в стране.

При выборе новых партнеров во Freescale учитывали и то, что такое сотрудничество позволит получить дополнительные складские площадки и инженерный потенциал, необходимый для поддержки новых значимых проектов у заказчиков.

Каждый из руководителей обеих дистрибьюторских компаний, подписавших соглашение с американским производителем, заявил, что новое сотрудничество представляет для него безусловный интерес, поскольку в продуктовом портфеле и той и другой как раз недостает тех компонентов, которые предоставляет вендор, и новые продукты могут быть использованы в предлагаемых заказчикам решениях. Направления продаж у двух этих поставщиков совпадают с предложениями Freescale. Так, 20% продуктов, поставляемых “Элтехом” на российский рынок, используются в сегменте промышленной автоматики и 60% — в телекоммуникационном. В обеих компаниях ожидают, что в самое ближайшее время результат сотрудничества с Freescale окажется очень значимым.

В целом Стив Вейнрайт так определил стратегическую задачу Freescale в нашей стране на ближайшие четыре-пять лет: занять 6%-ную долю рынка электронных полупроводниковых компонентов, эквивалентную доле рынка в западноевропейских странах.